Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам очень хочется, чтобы кто-то дал нам такие инструкции, строгое следование которым обеспечило бы нам приятную жизнь в этом мире и блаженную вечность. Мы ищем такие инструкции в Священном Писании, ищем их в трудах святых, некоторые пытаются отыскать чёткое указание пути в беседах с почитаемыми народом священниками. Были подобные нам искатели и во времена земной жизни Христа, об одном из них рассказывает 10-я глава Евангелия от Марка. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Как правило, размышляя о только что прозвучавшем евангельском отрывке, мы склонны делать акцент на богатстве пришедшего с вопросом ко Христу человека. Для такого акцента есть все основания: во-первых, герой этой евангельской истории исчез сразу после предложения расстаться со своей собственностью, а во-вторых, евангелист Марк прямо написал, что у этого человека было «большое имение», да и Сам Спаситель в финале сказал, что «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие».
Но что, если посмотреть на эту историю несколько иначе, и задаться вопросом о реакции учеников на слова Христа? Они, как мы знаем, богатыми не были, но от разговора Спасителя с богатым человеком их не постигло облегчение, они изумлялись и не понимали, «кто же может спастись». Почему так?
Дело в том, что пришедший к Спасителю человек с самого начала беседы требовал инструкций: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). На определённом уровне на такой вопрос можно ответить отсылкой к закону Моисея, Господь именно так и поступил. Закон Моисея — это некий фундамент, если человек уже заложил его, то с ним можно говорить о чём-то большем. Оказалось, что у вопрошавшего фундамент есть и нужно двигаться дальше, туда, где какие бы то ни было инструкции перестают работать, туда, где нет ничего, кроме веры во Христа и следования за Ним, при этом человек никак не может повлиять на то, какой маршрут изберёт Христос.
Оказывается, что, очищая свою совесть от грехов по данной нам Священным Писанием инструкции, человек ещё не наследует жизнь вечную. Оказывается, что чистая совесть — это лишь начало пути, и чтобы его пройти, нужно полностью довериться Христу, Который не станет давать инструкций, а будет просто вести за Собой. Как мы понимаем, такое доверие даётся нам слишком тяжело. Даже у апостолов с ним были проблемы. Но Спаситель ничуть не лукавил: действительно, невозможное для людей, возможно для Бога, а потому Господь в силах изменить нас так, как не можем это сделать мы сами, Он может превратить робких рабов инструкций в свободных граждан Царства Небесного, ведь Он сделал это с апостолами и со всеми от века просиявшими святыми.