Книга пророка Иоиля, Глава 2, стихи 12-26
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов:
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист:
Книга пророка Иоиля, Глава 2, стихи 12-26
12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
20 И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его — в море восточное, а заднее — в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла.
21 Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.
22 Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.
23 И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.
24 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем.
25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас.
26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки.
Толкование дня
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
В преддверии начала Великого Поста, когда согласно уставу в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия, в храме мы слышим чтения из пророческих книг. Иоиль, один из так называемых «малых пророков», от лица Бога призывает еврейский народ искренне, от всего сердца, обратиться к своему Господу, вернуться к исполнению заповедей — и если это произойдёт, то и гнетущие Иудею враги исчезнут, земля даст обильный урожай, стихийные бедствия тоже отступят.
Казалось бы, всё понятно и совершенно логично: Бог наказывает людей за плохое поведение. Когда же люди исправляются — снова всё возвращается на свои места. Только один вопрос так и остаётся в воздухе: если всё на самом деле именно так и происходит — зачем тогда нужен Христос Спаситель? Веди себя согласно закону — и тюрьма тебе не грозит — разве не так?!
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как мы учились писать. Сначала в прописях мы обводили самые простые геометрические фигуры — и главное было, не выходить за границы изображения. Потом, по мере того, как разрабатывались мышцы руки, образовывались новые нейронные связи в нашем мозге — задачи становились сложнее. Вот уже и без всяких прописей мало-помалу появляются буквы, из них — слова, из слов — предложения. И когда ребёнок, высунув язык от усердия, пишет диктант — ему и в голову не придёт, что очень скоро, он не чужие слова будет воспроизводить, а свои собственные мысли. Но именно ради этого его и учат писать палочки, крючочки и кружочки: без них у него ничего большего не получится!
Для ветхозаветного человечества закон Моисея, чётко регламентировавший весь уклад жизни, был тоже своего рода «прописями». Если ребёнок начинает бунтовать, отказываться писать — умелый педагог найдёт способ вернуть его в правильное русло. Да, самым эффективным инструментом для вразумления людей были несчастия: войны, голод, стихийные бедствия. Но также, как и ребёнок изучает прописи для того, чтобы в итоге владеть навыком письменной речи — также и цель ветхозаветного закона вовсе не ограничивалась исключительно безбедной жизнью как таковой. Всё это — тоже прописи, только духовные. А главное — было ещё впереди!
Для чего нужны были эти «детские» духовные упражнения, показал Христос Спаситель. Однажды мой друг, тонкий и глубокий режиссёр, сказал: любое произведение искусства — произведение из двух слагаемых: мастерства и вдохновения! Не будет мастерства — получится дилетантщина. А без вдохновения любое, даже самое безупречное мастерство — безжизненно. Христос приходит на уже подготовленную законом почву, чтобы не «разрушать» прописи — но наполнить их содержанием, смыслом, жизнью — одним словом, Духом! Именно об этом и говорит дальше пророк в своей книге — но об этом подробнее мы поговорим уже во время Великого Поста!
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пророк Иоиль, отрывок из книги которого мы только что услышали, жил в относительно спокойное время. Не было войн, не было каких-либо масштабных трагедий, но не было всеобщего благоденствия и небывалого расцвета. Обстановка была спокойной, но спокойствие это было относительным: границы Иудеи сузились до самых малых размеров, в нее входил лишь Иерусалим и его окрестности, кроме того, страна находилась под персидским владычеством. Долго так продолжаться не могло, пророк Иоиль это ясно видел, и потому он своими словами пытался возбудить дух покаяния. Он призывает к посту и молитве. Именно поэтому отрывок из его книги читается незадолго до начала Великого поста. По сути дела, любой человек чем-то похож на Иудею времен жизни пророка: все относительно неплохо, могло бы быть и хуже, но тем не менее, хорошего не так-то и много. Бог показал пророку Иоилю выход, пророк же передает слова Бога: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему». Есть всем известные формы поста: о них с легкостью можно осведомиться где угодно, можно, в частности, узнать о постном уставе, о рецептах приготовления постных блюд, о том, какие и когда совершаются богослужения. Это важная часть, но значительно важнее другое, то, что в русском переводе выражено призывом «раздирайте сердца ваши». Призыв звучит странно и непонятно. Чтобы понять, о чем идет речь, надо вспомнить о некоторых иудейских обычаях поста, в частности, об обычае раздирать свои одежды в знак печали и видимого свидетельства покаяния. Но это легко сделать и без всякого сердечного чувства, без всякой искренности. Точно так же, как и самая суровая диета с небывалым количеством молитв и поклонов вовсе не обязана быть проявлением искренности в отношениях с Богом. Бог же хочет, чтобы покаяние исходило из сердца. Святитель Иоанн Златоуст полагал, что у пророка Иоиля речь идет о том, чтобы смирить свое сердце, так, как смирил его мытарь из Христовой притчи о мытаре и фарисее, чтобы ни над кем не надмеваться и ни о ком не думать в отрицательном ключе. Это, и по мысли святителя Иоанна, и по мысли пророка Иоиля, и, что самое важное, по мысли Самого Бога и есть истинный пост, такой, от которого будет не только диетическая польза.