ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47; Глава 21, стихи 1-4

Комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многие замечали, как слова могут менять свои значения в истории. Некоторые исчезают совсем, а в некоторых значительно меняются акценты. Одно из таких слов — слово «жертва». На первый взгляд оно вполне понятно, но так ли это на самом деле? Что для нас означает жертва и в чем она должна быть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 20-й и 21-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 20.

45И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21.

01Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

02увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

03и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

04ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Человек, который входит в реальность духовной жизни и начинает в ней потихоньку разбираться, однажды понимает, в чём смысл заповеди, которая запрещает судить ближних. Всё дело в том, что вдумчивый и глубокий взгляд открывает возможность разительного несоответствия внутреннего и внешнего. Оказывается, что одежда, стиль речи и вообще всё то, что мы видим, практически никогда не передаёт полноты того, что у человека в сердце. Конечно, в итоге правда может проявиться и стать заметной, но подлинное состояние сердца известно только Богу. Кто-нибудь может удивиться и добавить к сказанному, что состояние сердца должно быть известно самому человеку, как же иначе. И всё же, хотя это кажется очевидным, не всё так просто. На то, чтобы встретиться с собой настоящим, иногда требуется большая решимость…

В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель учит нас всматриваться в суть вещей и предлагает сделать это на двух примерах, которые можно было бы объединить идеей жертвы. И хотя слово это не встречается в чтении, имеет смысл в нём разобраться.

Этимологически существительное «жертва» — родственно глаголу «гореть», потому что первоначально обозначает нечто отданное Богу и сжигаемое на жертвеннике — то, что горит. По смыслу же — жертва означает, что человек готов отдать Богу нечто значимое и существенное для себя, в знак того, что он не зачерствел и не утонул в своей самости окончательно. Внешне пожертвованное перестаёт быть твоим и принадлежит теперь другому, но на самом деле всё гораздо глубже, потому что оно не переходит от одного к другому, но соединяет двух в некоторую духовную, а иногда и физическую общность. Тебе кажется, что через жертву ты себя чего-то лишаешь, но на самом деле, лишаясь, ты приобретаешь другого, потому что, жертвуя, создаёшь пространство общения, взламывая границы собственного эгоизма. В этом смысле очень важным оказывается слово «жертвенность» как готовность к жертве.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим два примера жертвенности. Возможно, первый из них не самый очевидный, но вообще-то книжники — это люди, которые пожертвовали свою жизнь тому, чтобы изучать Священное Писание и закон Божий. Они могли бы стать купцами, крестьянами, воинами, но они посвятили себя изучению Слова Божьего. Второй пример — это пример вдовы, которая с формальной точки зрения не пожертвовала практически ничего. Две лепты — это сущие копейки, что тогда, что сейчас. При этом, как мы видим, Христос оценивает их диаметрально противоположно тому, как это можно было бы оценить внешне. Книжники, пожертвовавшие всей жизнью, не угодны, в то время как вдова, отдавшая две лепты угодна более, чем все остальные. В чём же дело? И здесь мы подходим к той самой подмене, которая происходит со словом «жертва» сегодня. Прежде оно означало то, что я готов отдать Богу или ближнему в акте самоотречения. Сегодня же зачастую человек объявляет жертвой самого себя. Причём не в смысле готовности отдать себя другому, а в смысле обвинения этого другого или других во всём, что сложилось не так. Из этого последнего состояния рождается эгоизм и жестокость, ведь человек жертва и ему все и всё должны.

Почему же жертва книжников оказалась неплодотворной? Потому что они отдали Богу свою жизнь только внешне. При этом внутренне никак не победили собственный эгоизм. В свою очередь вдова готова была отдать последнее, потому что Божье оказалось для неё важнее, чем своё собственное. Такая жертва оказывается поистине плодотворной, потому что только в ней человек открывает своё сердце и выходит навстречу Творцу.

Добавить комментарий