«Милосердие и сострадание — вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего» — эти слова принадлежат святителю Иоанну Златоусту и, как кажется, являются блестящим выражением сути христианского учения. О важности сострадания, милосердия, прощения сообщает нам отрывок из 6-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня — в «прощёное воскресенье» — во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея представляет собой фактически инструкцию — как призван христианин вести себя в течение Великого поста и чего он призван благодаря посту достигнуть. Начинается поучение Христа с темы прощения. Для того, чтобы подчеркнуть важность прощения, на самом деле, достаточно было бы просто процитировать слова Спасителя: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Казалось бы, этого вполне достаточно, но есть одна историческая деталь.
Традиция прощёного воскресения возникла в древности в монашеской среде. Монахи на весь Великий пост удалялись либо в затвор, либо расходились из монастыря по пещерам, встречаясь затем только в Лазареву субботу. И были те, кто просто не доживал до конца поста — из-за старости, болезни или каких-то непредвиденных ситуаций. Прося друг у друга прощения, монахи понимали, что с кем-то из братии они видятся в последний раз. А, может быть, и сами в монастырь не вернутся уже. Таким образом, прощение отчасти носило характер и прощания.
Понятное дело, что мы сегодня находимся в иных условиях. Но представьте только на одно мгновение, насколько хрупка и кратковременна наша жизнь, как быстро она, на самом деле, может окончиться. И речь даже не про какие-то катастрофы. Достаточно небольшого сбоя внутри организма — и всё. При таком осознании становится очевидным, что жизнь точно не стоит тратить на то, чтобы копить в сердце обиды, изводить себя и других ненавистью, нежеланием достичь примирения. Конечно, речь идёт преимущественно о личных случаях, тех, что имеют отношение ко мне и только ко мне. Обидчиков других людей мы прощаем с лёгкостью. Хотя, по идее, должны были бы поступать иначе, вставая на защиту слабых.
Но всё, к сожалению, обстоит по-другому. Тех, кто насолил нам, мы с удовольствием вписываем в амбарную книгу недругов. А тех, кто измывается над беззащитными (особенно если речь идёт о людях с положением) мы прощаем с лёгкостью. Конечно же, не нужно путать прощение с поощрением чьей-то нравственной деградации. Если речь идёт о ситуации, когда мы становимся фактически материалом для того, кто за наш счёт самоутверждается и паразитирует, такому человеку нужно указать на его неправоту. Но по отношению к нему самому не иметь злобы, не искать мести, не отвечать злом на зло. Обличать нужно грех, а человека всё равно миловать. Потому что никто перед лицом Божиим не является совершенным, все мы, так или иначе, заповеди Господни преступаем. Но Отец Небесный по-прежнему долготерпит, и мы призваны к тому, чтобы никого не лишать надежды, никого не объявлять пропащим, проклятым, но в молитве просить милости и для себя, и для окружающих.
Таким образом, Великий пост, в который мы вступаем, это время для внимательного самоаудита на предмет того, чем на самом деле занято наше сердце. Или как говорит Спаситель: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Что на самом деле представляет собой сокровище моей жизни? Чем я живу — Богом и Его благодатью или пытаюсь с помощью религиозных инструментов оправдать свою нелюбовь? Ответ может быть довольно болезненным, но без честного понимания тут не обойтись. И одним из важных показателей истинного состояния личной веры является прощение, без которого невозможно надеяться на милосердие Христово, без которого невозможно уподобиться Спасителю нашему Господу Иисусу.