Чтение религиозной литературы — это важная составляющая духовной жизни человека. Но что делать, если этого чтения с избытком, а самочувствие души от этого не улучшается? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41Не принимаю славы от человеков,
42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
Глава 6.
01После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, вокрестности Тивериады.
02За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
Слова, которые мы только что услышали, обращены к религиозным лидерам евреев времён Иисуса Христа. Это были люди образованные, а многих из них мы прямо бы назвали учёными. Они знали Священное Писание наизусть и прекрасно ориентировались в традиции его толкования. Вроде бы крупные специалисты. Знатоки авторитетнейших религиозных текстов, которые напрямую говорят о пришествии Мессии. Но вот в чём парадокс. Когда Этот Мессия приходит, они Его не принимают. Не узнают. Почему? Что же им помешало?
Предлагаю приглядеться к нашей с вами ситуации. Подобно древним книжникам, мы также окружены текстами, которые рассказывают нам нечто важное о Боге. Это и Священное Писание, и труды святых отцов, и произведения авторитетных священнослужителей. Как люди верующие мы пытаемся эти тексты понять. Ведь в них содержится информация о том, как устроена духовная реальность и как правильно жить духовой жизнью. Казалось бы, читай и двигайся вперёд к совершенству. Но, оказывается, всё не так-то просто. Тексты древние, порой странные. Тексты, которые родились в другое время и в другой культуре. Чтобы понять, нужен толковник, проводник. Мы обращаемся к священникам, и они объясняют нам содержание и смысл написанного. Мы вроде бы всё понимаем. Уходим удовлетворённые.
И здесь начинается самое интересное. Ведь даже самый грамотный священник отвечает на наш вопрос новым текстом. В моменте общения мы понимаем, что он сказал. Но проходит время, и у нас опять появляются сомнения: «а правильно ли я понял батюшку? А может переспросить? А верно ли он понял мою ситуацию?» Мы идём, переспрашиваем. Опять на время получаем удовлетворение. А потом цикл начинается заново. А потому нередко наша религиозная жизнь превращается в блуждание в огромном лесу из текстов традиции. Здесь и цитаты из Писания, и фрагменты из святых отцов, и кусочки из современных проповедей, и выдержки из статей с православных сайтов, и просто обрывки из частных бесед. И мы продираемся через этот бурелом, а просвета не видим. Информации о Боге всё больше и больше, а на сердце от этого обилия далеко не легче. И чем мы тогда принципиально отличаемся от книжников времён Христа?
Господь указывает на причину этой проблемы: «не имеете слова Его пребывающего в вас». То есть текстами обложились, буквы читаем, а та благодать, которую они несут с собой, не проникает в наше сердце. А потому и подлинный смысл написанного от нас ускользает. Более того, это обилие информации нас угнетает. Как говорил апостол Павел, «буква мертвит». Что же необходимо, чтобы выбраться из этой чащи? Господь отвечает сегодня: необходимо искать славу не от людей, а от Бога. Преизбыток информации о Боге — повод для тщеславия перед людьми. И лишь исполнение заповедей ведёт к личному знанию Бога. А потому только читать религиозные тексты недостаточно, необходимо исполнять. Если будем воплощать в жизнь заповеди Евангелия, священные слова будут не только трогать наше сердце, но и оставаться в нём, наполняя его светом разума и неся с собой мир и покой.