ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.05.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Чтение религиозной литературы — это важная составляющая духовной жизни человека. Но что делать, если этого чтения с избытком, а самочувствие души от этого не улучшается? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков,

42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6.

01После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

02За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Слова, которые мы только что услышали, обращены к религиозным лидерам евреев времён Иисуса Христа. Это были люди образованные, а многих из них мы прямо бы назвали учёными. Они знали Священное Писание наизусть и прекрасно ориентировались в традиции его толкования. Вроде бы крупные специалисты. Знатоки авторитетнейших религиозных текстов, которые напрямую говорят о пришествии Мессии. Но вот в чём парадокс. Когда Этот Мессия приходит, они Его не принимают. Не узнают. Почему? Что же им помешало?

Предлагаю приглядеться к нашей с вами ситуации. Подобно древним книжникам, мы также окружены текстами, которые рассказывают нам нечто важное о Боге. Это и Священное Писание, и труды святых отцов, и произведения авторитетных священнослужителей. Как люди верующие мы пытаемся эти тексты понять. Ведь в них содержится информация о том, как устроена духовная реальность и как правильно жить духовой жизнью. Казалось бы, читай и двигайся вперёд к совершенству. Но, оказывается, всё не так-то просто. Тексты древние, порой странные. Тексты, которые родились в другое время и в другой культуре. Чтобы понять, нужен толковник, проводник. Мы обращаемся к священникам, и они объясняют нам содержание и смысл написанного. Мы вроде бы всё понимаем. Уходим удовлетворённые.

И здесь начинается самое интересное. Ведь даже самый грамотный священник отвечает на наш вопрос новым текстом. В моменте общения мы понимаем, что он сказал. Но проходит время, и у нас опять появляются сомнения: «а правильно ли я понял батюшку? А может переспросить? А верно ли он понял мою ситуацию?» Мы идём, переспрашиваем. Опять на время получаем удовлетворение. А потом цикл начинается заново. А потому нередко наша религиозная жизнь превращается в блуждание в огромном лесу из текстов традиции. Здесь и цитаты из Писания, и фрагменты из святых отцов, и кусочки из современных проповедей, и выдержки из статей с православных сайтов, и просто обрывки из частных бесед. И мы продираемся через этот бурелом, а просвета не видим. Информации о Боге всё больше и больше, а на сердце от этого обилия далеко не легче. И чем мы тогда принципиально отличаемся от книжников времён Христа?

Господь указывает на причину этой проблемы: «не имеете слова Его пребывающего в вас». То есть текстами обложились, буквы читаем, а та благодать, которую они несут с собой, не проникает в наше сердце. А потому и подлинный смысл написанного от нас ускользает. Более того, это обилие информации нас угнетает. Как говорил апостол Павел, «буква мертвит». Что же необходимо, чтобы выбраться из этой чащи? Господь отвечает сегодня: необходимо искать славу не от людей, а от Бога. Преизбыток информации о Боге — повод для тщеславия перед людьми. И лишь исполнение заповедей ведёт к личному знанию Бога. А потому только читать религиозные тексты недостаточно, необходимо исполнять. Если будем воплощать в жизнь заповеди Евангелия, священные слова будут не только трогать наше сердце, но и оставаться в нём, наполняя его светом разума и неся с собой мир и покой.

Добавить комментарий