Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Есть грехи, которых стремится избежать любой верующий человек. Есть грехи незаметные и при этом чрезвычайно опасные. Об одном из подобных грехов Иисус Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Для многих людей, причастных христианской культуре, десять заповедей являются нравственным минимумом, который они стараются соблюдать. По крайней именно многие так говорят. В своё время, когда я читал лекции в одном из светских вузов столицы, я провёл эксперимент и попросил студентов перечислить 10 заповедей, которые, как кажется, все знают. Результат был неутешительным. Большая часть назвала только не убей и не укради, и кто-то один назвал ещё не прелюбодействуй. Первых заповедей про отношения человека с Богом не помнил вообще никто. Впрочем, если бы студенты были знакомы с Новым Заветом, они смогли бы ответить мне, что Иисус многое из Ветхого Завета уточнил, и вместо десяти можно помнить две — о любви к Богу и к ближнему. В известном смысле это верно, хотя в других местах Спаситель призывая соблюдать заповеди, упоминает именно заповеди Декалога Моисея.
Иными словами, так или иначе многим из нас, воспитанным в лоне христианской цивилизации, хотя бы отчасти известны заповеди Ветхого, а порой и Нового Завета. Зачастую, стараясь их соблюсти, мы совершаем, либо напротив, стараемся не совершать тех или иных конкретных поступков. Но вот в чтении, которое мы сегодня услышали, Спаситель косвенно озвучивает заповедь, нарушение которой делает бессмысленным соблюдение всего остального. В это может быть сложно поверить, но это именно так, без всякого преувеличения. Речь идёт о лицемерии, то есть о ситуации, в которой человек внешне исполняет заповеди, но внутренне совершенно от них далёк. Это кажется настолько очевидным, что каждый и так должен это понимать, но весь ужас лицемерия в том, что никто не лицемерит сознательно. Люди бывают уверены, что живут правильно, соблюдают нормы и заповеди… но, оказывается, лицемерят, потому что соблюдают то, что духовно и нравственно проще, оставляя сложное и требующее внутренних усилий.
Чтобы понять, о чём идёт речь, достаточно обратиться к примерам, которые приводит Спаситель. Так, например, фарисеи поедают дома вдов, то есть присваивают их себе или забирают за долги, отказывают бедным женщинам в поддержке в трудных ситуациях, но при этом они же лицемерно долго молятся. И разве что-то с тех пор изменилось? Не какие-нибудь фарисеи, но мы сегодня можем долго молиться и не прощать обид, отказывать в помощи, сплетничать и совершать множество подобных поступков, оправдывая их падшим человеческим естеством. Иногда люди переживают о том, что пропустили праздничную службу и вместе с тем не переживают, что своим лживым словом опорочили человека, сетуют на то, что не успевают читать молитвенное правило и не сетуют на то, что рассорились с родственниками и перестали общаться.
Но если перед нами евангельский отрывок, в чём его благая весть? Неужели только обличение? Конечно же, нет. Указывая на лицемерие фарисеев, Христос помогает нам сделать наши отношения с Богом по-настоящему глубокими и искренними.