ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.11.2024

ХРАМ СВ. АНАСТАСИИ МИНСК СРОЧНО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ!

Слово настоятеля, иерея Виталия Малишевского. Литургия. Святых отцев VII Вселенского Собора (787) от 27.10.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Деликатность, творящая великие чудеса, — так мне хотелось бы обозначить суть того отрывка из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Глава 7.

01Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Почему именно «деликатностью» я дерзнул назвать то, о чём говорится в сегодняшнем евангельском чтении? Тому — несколько причин.

Первая — деликатное отношение Иисуса к просьбе иудейских старейшин о проблеме сотника. Где же тут — деликатность, спросите вы? Давайте для начала вспомним, кто такой — сотник. Это же римский офицер, представитель оккупационной власти — враг и нечестивец с точки зрения любого благочестивого иудея! И, оказывая помощь такому, иудей поддерживает саму ситуацию тотальной зависимости своей земли от врагов — и политических, и религиозных! Однако Иисус — переступает через этот радикализм — потому что видит, что сотник — действительно хороший, достойный человек, — и удовлетворить просьбу старейшин — доброе дело.

Вторая причина — то, как сам сотник оформляет свой «запрос» на исцеление. В его словах, а также отказе появиться самолично — тоже проявлена большая деликатность: он не хочет смущать благочестие иудеев своим появлением. Более того — он прекрасно понимает, насколько предосудительно с точки зрения иудейских законов заходить благоверному еврею в дом язычника — римлянина! Поэтому он предусмотрительно отправляет гонца навстречу Иисусу — с дивными словами о том, что вполне достаточно будет и одного слова, сказанного Иисусом в адрес больного слуги.

Третья причина — то, что Сам Христос Спаситель деликатно принимает саму ситуацию с множеством условностей и странностей как нормальную, и не пытается тем или иным образом её привести к «правильности», «законности», «чёткому соответствию правил благочестия и порядка». Он, будучи Самой воплощённой Мудростью и Любовью Божией, принимает данность, как она есть — прежде всего обращая внимание не на формальные границы и стереотипы, а на тех живых людей, которые и существуют в этих рамках. И — совершает желанное чудо — не укоряя, не осуждая людей за их порой странные представления.

Какой великолепный образ для подражания каждому из нас даёт нам сегодняшнее евангельское чтение! О если бы мы хоть в малой степени были подражателями Божественной деликатности — в каком бережном, заботливом мире все бы мы жили!..

Добавить комментарий