ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.11.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Что такое загробная жизнь с христианской точки зрения? Какова она будет? Это те вопросы, которые не могут не беспокоить христиан, ведь мы, как о том сказано в Символе веры, «чаем жизни будущего века». Иными словами, мы устремлены в то будущее, которое находится за пределами земной жизни. Увы, но Евангелие не даёт нам детального ответа на вопрос о жизни после смерти тела. Евангелие возвещает бессмертие души и всеобщее воскресение, однако, что будет происходить между окончанием земной жизни и воскресением? Несмотря на отсутствие детального ответа, у нас есть другой ответ — сущностный, и его дал Господь наш Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре. Сегодня эта притча звучит в православных храмах во время литургии. Давайте её послушаем.

Глава 16.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Есть определённый соблазн начать пристально исследовать весьма скупые описания загробных мучений богача из только что прозвучавшей Христовой притчи. Здесь нам стоит быть осторожными, ведь если бы Спаситель хотел рассказать нам об этом, то Он, вне всякого сомнения, рассказал бы. Христос же сделал совсем иной акцент: Он, не вдаваясь в детали мучений богача и блаженства нищего, призвал нас обратить внимание на главное — на то, как необходимо жить, чтобы не очутиться на месте страдающего в адских муках бывшего когда-то богатым и самодовольным человеком.

Христова мысль предельно проста, она прекрасно известна всем: жить нужно милосердно, необходимо благотворить нуждающимся, не проходить мимо чужого горя, и вообще побольше смотреть по сторонам с желанием оказать деятельную помощь.

Проблема же возникает тогда, когда из плоскости теоретических рассуждений мы переходим к практической реализации Христовых слов. В этот момент оказывается, что те Лазари, с которыми нам приходится иметь дело, отнюдь не самые приятные люди. Да и о личных качествах Лазаря из притчи ничего не сказано, не исключено, что и у него был не самый приятный нрав. Господь, конечно же, неслучайно не стал ничего говорить на эту тему, потому как личные качества страдающего человека не должны становится преградой на пути милосердия, и если нуждающийся далёк от праведности, то это лишь его личная проблема, наше же дело — милосердие.

В случае с Лазарем из притчи всё, как мы понимаем, оказалось хорошо: он действительно был праведником, и именно поэтому он в конечном итоге оказался на лоне Авраамовом, то есть в состоянии райского блаженства.

Увы, но богача постигла иная участь, и он рад бы был её изменить, но такой возможности не предусмотрено. Зато предусмотрено нечто иное: до каждого человека Богом в том или ином формате доведена информации о спасительном действии милосердия. Никто не может сказать, что он не знал об этом. Возможно, не верил. Но не не знал. Знаем об этом и мы. Но поступаем ли мы в соответствии с этим знанием? Давайте попытаемся сегодня честно ответить на заданный нам Христом вопрос.

Добавить комментарий