Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50; Глава 10, стихи 1
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50; Глава 10, стихи 1
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
Евангелие от Марка, Глава 10
01 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит ученикам об опасности искушений и о том, что жизнь всякого человека будет испытана. При этом важно не забыть, что всё это Спаситель произносит как ответ на спор учеников о старшинстве и о том, как реагировать на людей внешних. Христос начинает со страшных слов: тот, кто соблазнит одного из малых сих, то есть людей, только начинающих верить, тому лучше было бы, если бы его не существовало, ведь именно так можно истолковать слова про жернов, повешенный на шею. Может показаться, что здесь всё просто. Делай всё правильно и никого не смутишь. Впрочем, на самом деле это очень наивная позиция, потому что люди бывают разные и они могут смущаться даже самыми правильными вещами. Более того, людям простым и только начинающим узнавать христианскую веру и жизнь, может показаться странным и смущающим вообще всё, что угодно. Элементарное замечание, которое даже самым вежливым образом сделано в храме, может смутить того, кто пришел помолиться. Что же можно было сказать об изгнании торговцев из храма? Что люди, которые интересовались проповедью Иисуса, могли подумать? И всё же Он торговцев выгнал. А как люди роптали, когда Христос пошёл в гости к Закхею, но зная об их смущении, Он всё равно это сделал. В чем же здесь дело? И почему Христос говорит такие строгие слова апостолам?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся на тем, что значит, быть учеником? Это значит смириться перед учителем вместо того, чтобы соревноваться в старшинстве и авторитетности. Это значит в первую очередь задумываться о своем поведении вместо того, чтобы требовать чего-то от внешних. Апостолы, конечно, должны думать о людях, но не ради их осуждения или предъявления им претензий, а ради того, чтобы привести их ко Христу. Если уж и говорить о требовательности, то речь должна идти о требовательности к себе.
Иногда верующие люди, которые ведут себя недостойно, совершенно не думают о своей ответственности, о том, что могут кого-то смутить и даже отдалить от Церкви. Подумаешь, одним верующим больше, одним меньше… такой человек перестает переживать о тех, кого Христос называет «малыми сими», и переживает в основном о себе. Чтобы вернуть апостолов на правильный путь, Учитель подчеркивает важность даже одного человека.
Можем ли мы, христиане, прожить так, чтобы никого не смутить? Вряд ли. Но это не дает нам права расслабиться и не думать о людях, потому что мы должны помнить о каждом. Христос перечисляет многое из того, что может привести нас к плохому поведению. Рука может означать деятельность, глаз — точку зрения. Борясь с собой, мы можем прикладывать неимоверные усилия, но будет ли в них смысл?
В Ветхом Завете всякая жертва должна была быть посолена. Это делало ее приготовленной для Бога, богоугодной. Христианские жертвы иные. Мы не приносим Богу тельцов и овнов, но жертвуем самих себя, отрекаясь от неправды в себе. И чтобы наши жертвы были угодны Богу, они должны быть осолены солью Нового Завета. Христос так и говорит: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою». И в этом вся суть, ведь именно мир и любовь делают все наши жертвы угодными Богу.