Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наше время есть такие вопросы, неправильный ответ на которые может повлечь за собой весьма печальные последствия. Касаются эти вопросы политической ситуации в мире. Во время земной жизни Христа Его родная страна находилась в очень непростом положении, а потому и в те годы тоже существовали опасные политические вопросы. Об одном из них и о реакции на него Спасителя мы можем услышать в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка.
В Евангелии мы много раз находим упоминание мытарей, эти люди выступают как некие эталонные носители порока, и это понятно, ведь они, во-первых, служили оккупационным властям, а во-вторых, наживались на своих соплеменниках. Однако никто ничего не мог сделать с мытарями, ведь если бы кто-то осмелился им сопротивляться, то пришлось бы иметь дело с римскими военными, а эти люди не стали бы церемониться. Поэтому приходилось терпеть и бояться быть обвинённым в недостаточной политической благонадёжности из-за конфликтов с мытарями. Особый трагизм ситуации придаёт то, что среди израильского народа и кроме мытарей были обязанные своим положением римлянам люди, а потому они охотно служили оккупантам. Так, представители легальных израильских религиозных партий пользовались римским покровительством, и отличались они от мытарей лишь тем, каким образом они обирали людей — у них в ходу были не экономические, а религиозные инструменты.
Христос мешал всем этим приспособленцам. Нет, Он не был революционером, и Он не призывал к бунту против Рима. Он делал нечто более опасное: Спаситель призывал жить по тому закону, который дал Бог. А этот закон предполагал, что недопустимо относиться к другому человеку как к средству для собственной наживы, что экономические отношения между людьми должны подчиняться не сиюминутной выгоде, а существующим со времён Моисея принципам. Закон также предполагал, что почитание Бога не должно быть предметом для наживы и тщеславия. Одним словом, закон предписывал и предписывает иметь чистую совесть. Как мы понимаем, любой, кто указывает человеку на его нравственные недостатки и призывает к изменению жизни, будет вызывать раздражение и злобу. Вызывал злобу и Христос.
Надо признать, что адресованный Ему фарисеями и иродианами вопрос весьма изящен, и, как полагали эти люди, на него не существует безопасного ответа. Очевидно, что если бы Господь ответил положительно, то был бы обвинён в лояльности к захватчикам, если бы отрицательно — то Его обвинили бы в подстрекательстве к бунту. Однако, Спаситель сумел дать такой ответ, который мог дать только Он: Господь, как мы слышали, указал на принадлежность римских монет, которые имели на себе изображение императора, и ему же принадлежали. Из слов Спасителя можно сделать очень важные выводы в отношении собственности как таковой: власть императора над выпущенными им монетами ограничена годами жизни императора, власть любого человека над его имуществом имеет тот же самый предел, не имеет никаких ограничений лишь власть Бога. Следовательно, внимание верующего человека должно быть приковано к исполнению воли Божией, а не к чему бы то ни было ещё. И Бог может научить искренне верующего в Него человека, оставаться верным Ему в любой, даже самой непростой ситуации.