Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, 44-56
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, 44-56
01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,
02 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
03 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
04 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
05 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
06 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
07 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
08 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
09 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16 итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышали рассказ о том, как Христос был осуждён, а потом распят. Он много раз говорил об этом своим ученикам, но они практически не обращали внимания на Его слова. Когда же пришло время испытания — Он делал то, что должен был, с невероятным достоинством и спокойствием. Верующие скажут, что Он Бог и иначе не могло быть, но Христос так же и человек, и реальность Его человеческих страданий, боли и смерти, никак нельзя недооценивать. Более того, весь смысл происходящего именно в том, что Бог действует по своему человечеству, страдает и умирает как человек.
В сегодняшнем чтении очень много важных сюжетов, которые могут быть раскрыты в десятках проповедей. Однако важно увидеть этот текст как целое, чтобы понять, почему за несколько дней до начала Великого поста Церковь обращает к нам не отдельные истории или притчи, но подробно говорит о суде и распятии.
Пост для нас — это время молитвы и покаяния. Однако в древности — он был временем, в которое люди готовились ко крещению. Они тоже молились, думали о своих грехах и ограничивали себя в пище, но, кроме этого, они собирались с силами для того, чтобы решить — готовы ли они быть христианами или нет. За сотни лет, во время которых христианство было разрешенной религией, мы привыкли, что быть христианином может любой, и во многих странах для людей в этом нет никакого риска. Но в те времена стать христианином означало рисковать очень многим. Быть честным там, где это невыгодно, любить и прощать в тот момент, когда для всех естественна ненависть и вражда. И быть верным Христу, даже рискуя жизнью. Человек, который перед подготовкой крещению, слышал истории, подобные сегодняшней, должен был задуматься над тем, чего он ждёт от Христа? Ведь если Спаситель был несправедливо судим и даже убит, искать выгоду в том, чтобы идти за Ним — бессмысленно. Но если не желание личной выгоды, то что тогда? Стремление быть на Божией стороне и желание не личной выгоды, но преображения всего мира.
Можно подумать, что таких высоких целей простые люди ставить перед собой не могли, что искали в христианстве чего-то простого. Но преображение мира и происходит через самые простые вещи. Через стремление к общению и любви во время всеобщей вражды, через снисхождение к слабым, через помощь бессильным… В сегодняшнем чтении Христос показывает, что даже самые страшные испытания можно пройти достойно, оставаясь верным Богу, и Его ученики во все времена призваны следовать за Ним.