ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 04.02.2022

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос рассказывает притчу о злых виноградарях. Рассказывает Он ее первосвященникам и старейшинам, которые очень на него злы, ведь за день до этого Он выгнал из храма торговцев, а на вопрос «по какому праву это делает?» вообще по большому счету не стал отвечать. Вместо этого Спаситель задал им встречный вопрос, который поставил их в неловкое положение, потому что указал им на их трусость не только перед собственным народом, но даже перед собственной совестью.

Итак, как будто бы напоследок они слышат притчу о работниках виноградника, которые были наняты заботливым хозяином и должны были следить за виноградом. Однако вместо этого они решили присвоить себе виноградник, для чего убивали хозяйских слуг, а под конец убили его единственного сына.

Мы привыкли к тому, что притча — это небольшая мудрая история, из которой слушающие должны сделать нравственный вывод, но сегодняшняя притча вряд ли к этому располагает. И дело не в том, что она многим может показаться непонятной. Конечно, люди, которые не знакомы с библейскими образами, не знают, что виноградарем в Ветхом Завете называет себя Бог, а под виноградником часто подразумевается Его народ, и значит виноградари — это те, кто за народ отвечает… Но первосвященники и книжники всё это прекрасно понимали. Впрочем, даже при поверхностном прочтении этой истории ясно, что в ней осуждается самоуверенность людей, вступивших на преступный путь. Глупо соревноваться с Богом и думать, что можешь Его перехитрить или взять нечто силой… Но разве это не очевидно? Конечно, мы знаем историю строителей Вавилонской башни, которые пытались сравниться с Богом. Многие из нас помнят древнегреческий миф о Прометее, укравшем огонь у богов Олимпийцев. При этом совершенно очевидно, что в рамках Ветхого Завета о прямом противостоянии человека Богу не могло быть и речи. И это первосвященники и книжники также прекрасно понимали.

Зачем же говорить вполне образованным и по-своему мудрым людям такие очевидные и вместе с тем вызывающие вещи? Затем, что им было важно услышать о себе правду. Они действительно поступали так, как говорил Христос, они гнали пророков и присвоили себе право говорить от имени религии… но они научились объяснять себе свое поведение так, что совесть их не беспокоила. В таком случае, притча — это горькое лекарство, которое существует не для тех, кто думает побороться с Богом, но для тех, кто приспособил Бога к своим нуждам. И вот тут может оказаться, что притча не только о первосвященниках и книжниках, а о нас самих, когда мы формируем религию под себя, но тут же восстаем против тех, кто указывает на нашу неправоту. На самом деле, христианин — это тот, кто не успокаивается сам в себе, никогда не допускает самоуверенности, потому что Единственный, в ком он действительно может быть уверен, — это Господь.

Добавить комментарий