ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 04.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Размышляя о прошлом, многим из нас свойственно задумываться о том, что наша личная история, как и история нашей страны или даже целого мира, могла бы развиваться иначе, если бы не произошло того или иного события. Но есть ли толк в подобных сожалениях, если история не имеет сослагательного наклонения? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 23.

29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32дополняйте же меру отцов ваших.

33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

В жизни каждого из нас есть поступки, о которых мы сожалеем. В то же время эмоции, которые мы переживаем, могут быть обманчивы, причём не только для окружающих, но и для нас самих. Иногда на исповеди люди рыдают и упрашивают Бога простить их тяжкий грех, а через время снова его совершают, иногда же, напротив, исповедь бывает практически безэмоциональной, но человек коренным образом меняет свою жизнь.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим пример того, к чему можно прийти, лишь сетуя о прошедшем, но совершенно не меняя жизни в настоящем. Иудеи, окружавшие Христа, действительно переживали о том, что их предки побивали камнями пророков. Они строили пророкам гробницы, стремясь увековечить их память и при этом совершенно не понимали, что лучшим способом сделать это, была бы жизнь в соответствии с их учением. Но выбор иудеев был иным, и вся логика этого выбора вела их к трагичному концу. Именно поэтому мы слышим из уст Спасителя парадоксальный и страшный призыв: «дополняйте же меру отцов ваших». Если бы Он сказал «и вы дополните» или «вы и сейчас дополняете», но Он говорит в повелительном наклонении, впрочем, не столько указывая им, что делать, сколько выражая горькую иронию того, кто поторапливает палача.

Осознавая, что он на пагубном пути, человек обычно довольно долго пытается с собой договориться. Вспоминая то доброе, что есть в его жизни и будучи уверен, что всегда может к этому доброму вернуться, он уверяет себя, что зло совершает лишь вынуждено, под давлением обстоятельств. В словах Спасителя очень хорошо видны подобные метания и ужас положения фарисеев и книжников. Они строят гробницы, которые должны успокоить их совесть, но враждуют с живыми пророками своего времени, потому что боятся их служения, свободного, пламенного, не скованного страхом. Суть пророческого служения противоречит всему настрою фарисеев и книжников, самой их жизни. В итоге их сетования оборачиваются против них, потому что они просто не понимают сути происходящего. Осуждая предков и поступая так же, как они, книжники и фарисеи осуждают самих себя.

История действительно не имеет сослагательного наклонения, но она может учить. Иудеи относились к своей истории очень внимательно, переживали за вавилонский плен, в котором когда-то находились, за захват их территории римлянами. Мы видим, что фарисеи были внимательны даже к истории пророков, но всё же эта история ничему их не научила. Но разве мы не повторяем их пути? Мы нередко сетуем, размышляя о том, как сложилась наша история. Но вместо того, чтобы сетовать и обличать старшее поколение, нам стоит быть внимательным к нашей собственной жизни и стараться прожить её по совести.

Добавить комментарий