Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Канун Рождества Христова. Ожидание чудесного. Праздничное настроение. И немножко грустно, что пройдёт праздник и это настроение улетучится. Как же хранить в себе эту чудесную атмосферу как можно дольше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В первой части прозвучавшего отрывка излагается родословие Иисуса Христа. Нам подобное перечисление имён может показаться скучным и неуместным. Однако оно здесь не случайно. Первоначально Евангелие от Матфея было адресовано иудеям. А для них принципиально знать, что Иисус и есть Тот Самый обещанный пророками Мессия. Вот именно для них евангелист Матфей помещает в начале истории Спасителя этот список имён. Это исторический и юридический аргумент. Иисус действительно происходит от Авраама и принадлежит к роду царя Давида. А потому Он не только по духу, но и по букве соответствует ожиданиям евреев.
Вторая часть отличается от первой. Это живой рассказ. В нём говорится о том, перед каким трудным выбором оказался праведный Иосиф. Ведь девушка, с которой он был обручён, оказалась беременной. Никаких отношений между Иосифом и Марией не было. Обручение — это одна из традиционных форм опекунства. То есть Иосиф был Марии вместо отца. И тем не менее, он в страшном смущении. Ведь по закону блудниц побивали камнями. Ему жалко Марию. Он в тупике. Что же делать? Может просто тайно отпустить её? Выход находится только благодаря чуду.
Как же отличаются эти два отрывка! С одной стороны, выверенное, сухое перечисление имён с целью предоставить доказательства, что Иисус истинный Мессия. С другой, парадоксальная история с непредсказуемым финалом. Причём этот рассказ словно посмеивается над родословием. Из него мы узнаём, что Иосиф, имена предков которого только что тщательно перечислялись, не настоящий отец Спасителя.
Так Евангелие побуждает нас задуматься. Не слишком ли мы в своих отношениях с людьми и Богом одержимы желанием всё просчитать, во всём получить стопроцентные гарантии и доказательства, всё взять под свой контроль? Не от того ли нам бывает так скучно и тоскливо, что мы слишком держимся за свои преставления о том, как именно должна складываться наша жизнь? Не от того ли сохнет наша душа и сердце, что мы не умеем отступать от графика, который засел в нашей голове? Мы боимся непредсказуемости и спонтанности. Их источник мы воспринимаем как угрозу. Самим евангельским повествованием Господь напоминает нам, что вмешательство Бога — это всегда нарушение наших планов и представлений о том, как должны складываться обстоятельства. И дух Рождества надолго задерживается лишь в той душе, которая каждое мгновение готова к таким неожиданным поворотам.