ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 05.05.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы в теории знает, что тот, кто обладает связями и знакомствами в той или иной сфере, чувствует себя увереннее, чем тот, кто этими связями не обладает. Справедливо или нет, но, судя по всему, так устроены все общества на земле. Но что, если человек обладает связью или тем, что мы назвали бы знакомством, с Самим Богом? Как себя должен чувствовать он? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

01В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

02Оно было в начале у Бога.

03Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

04В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

05И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

06Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

07Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

08Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

09Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Читая Евангелие, мы привыкаем к тому, что в нём говорится о земной жизни Иисуса Христа, однако текст, который мы услышали сегодня, начинается с истин, которые не относятся к чему бы то ни было на земле, ни к чему, что вообще можно было бы назвать тварным. В первых словах Евангелия от Иоанна мы слышим лаконичное и в то же время неимоверно глубокое описание внутрибожественной жизни, суть которой показана как общение, потому что слово Божее было не просто у Бога, но — дословно — было к Богу.

Однако, чем возвышеннее слова апостола о Слове Божием, тем поразительнее сказанное дальше, ведь Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Бог-Слово как источник жизни, источник света для всех людей воплотился и вошёл в человеческую жизнь. Причём, с одной стороны, Он вошёл не в какую-то рафинированную реальность, не жил во дворце, не стремился избегать трагичности мира. Нет. Свет вошёл в самую настоящую жизнь, с её проблемами, с её греховной тьмой. Но тьма не могла Его объять. С другой стороны, Он не выбирал каких-то особенных людей, не стремился только к избранным, но был просвещением всякого человека, приходящего в мир.

И вот, несмотря на вхождение самого Бога в реальность нашей земной жизни, несмотря на Его готовность просветить каждого человека, Он делает это так, что каждый выбирает сам. Например, были люди, в среде которых Бог родился, но которые Его не приняли. Но были и другие — принявшие Его и получившие власть быть чадами Божиими. И оказалось, что чтобы стать Ему своим, не нужно быть кем-то особенным по рождению. Не нужно быть какой-то особой крови, особого статуса, нужно только решиться и устремиться к новому внутреннему состоянию, к восстановлению духовной жизни, поруганной грехом.

Именно в этом восстановлении внутренней иерархии и обновлении образа Божиего в нас можно найти ответ на поставленный в начале передачи вопрос. Когда человек стремится к связям в обыденном смысле слова, он стремится через эти связи получить хотя бы некоторую причастность к земной власти. Когда мы обретаем связь с Богом, мы перестаём стремиться к обладанию временными благами, временной властью и обретаем власть над самими собой, власть над страстями, уводящими нас от Бога. Мы возвращаемся к Нему, и Он принимает нас как Своих детей.

Добавить комментарий