Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Израиле времён земной жизни Христа было довольно много различных религиозных школ. Были, к примеру, последователи известных раввинов Гиллеля и Шаммая, были последователи других, менее известных школ, и были последователи Иоанна Предтечи. Все эти и многие другие религиозные школы предлагали какое-то своё прочтение Священного Писания и осмысление традицией иудаизма. Конечно же, предлагал Своё видение и Господь наш Иисус Христос, Который в глазах многих Своих современников был лишь одним из множества других религиозных учителей эпохи. Учение Христа отличалось от всех других учений также, как отличается небо от земли, правда, понять это могли далеко не все, а потому в Евангелии мы встречаем довольно странные вопросы, обращённые ко Христу. Один из таких вопросов содержится в 9-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Пожалуй, невозможно представить религиозную традицию, которая была бы совершенно лишена практики пищевых ограничений. В той или иной форме посты прослеживаются и в самых древних религиозных культах, есть они и сегодня. Для верующих пост — это своего рода жертва Богу, то самоограничение, которое позволяет лишить себя доли комфорта ради возможности теснейшего общения с Богом. Приблизительно так осмыслялся пост во все эпохи и во всех религиях. Так он осмысляется и в христианстве, с одной небольшой поправкой: для нас пост — это ещё и посильное подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа перед Его выходом на общественное служение, а также следствие воспоминания Христовых Страданий и Смерти.
Пост — это, конечно же, очень полезный инструмент, с помощью которого можно укрепить собственную молитву, сделать ее более внимательной. Однако есть у поста и обратная сторона: он может стать в глазах человека чем-то самоценным, человек может решить, что сам по себе пост приближает его к Богу, делает его более совершенным, и, что особенно важно, не таким, как другие, менее аскетичные, люди. Если происходит подобное, если человек вследствие поста начинает ощущать себя выше окружающих, то это явный признак того, что такому человеку не стоит поститься, ему пост не полезен, во всяком случае, в той форме, которая привела его к состоянию превозношения над окружающими.
У нас нет оснований полагать, что Иоанн Предтеча относился к посту каким-то недолжным образом, нет у нас оснований полагать, что его ученики делали из поста предмет для гордости и превозношения. Впрочем, некоторые из святых толкователей только что прозвучавшего евангельского отрывка все же видели в вопросе учеников Иоанна нечто недолжное, к примеру, блаженному Иерониму Стридонскому принадлежат такие слова: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, — не говоря ничего другого, — вполне ясное хвастовство тем, что они постятся».
Так это было или нет мы достоверно узнать не можем, но мы совершенно достоверно знаем, что тот пост, к которому призывал Своих учеников Спаситель, связан лишь с Самим Христом, мы постимся, вспоминая Его Страдания и Смерть, Церковь Христова настаивает, что наши посты не должны быть похожи на посты лицемерных евангельских фарисеев, ведь христианский пост своим источником должен иметь сораспятие Христу, а сораспятие ни при каких условиях не сможет привести к гордыне и превозношению.