Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Ко Христу приходили самые разные люди, они общались с ним, верили в Его силу, получали исцеления и освобождение от демонов, но достаточно ли было этого, чтобы стать Его учениками? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
14Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Иногда на исповеди люди говорят, что хотя и причащаются крайне редко, на самом деле в храме бывают регулярно: ставят свечи, молятся в тишине, проникаясь особенной атмосферой. Эмоциональный посыл этой фразы очень прост: Вы, отче, не переживайте, с моей церковной жизнью всё нормально, просто я на службы не хожу и не причащаюсь, но храмах бываю. В ответ на такое рассуждение у меня всегда возникает одна и та же ассоциация. Я представляю себе человека, который, решив заботиться о своём здоровье, приходит иногда в поликлинику, читает информационные плакаты, дышит больничным воздухом, покупает витамины и даже может побеседовать с терапевтом. Всё бы ничего, только он всерьёз не обследуется и не лечится, считая, что достаточно уже сделанного.
В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Матфея, Церковь предлагает нам не просто один отрывок об исцелении Петровой тёщи, и не просто диалог с двумя неудавшимися учениками. Эти рассказы соединены, и мы можем увидеть в этом некоторую логику. В первой части евангельского фрагмента Спаситель оказывается источником исцелений для многих людей. Он приходит в дом Петра и исцеляет его тёщу, а уже к вечеру вокруг Него собираются больные и бесноватые, которых он, даже ничего не спрашивая, освобождает от демонической одержимости и исцеляет от болезней. Некоторые авторы утверждают, что он исцелил только достойных и благочестивых, но в самом Евангелии об этом ничего не сказано. Сказано просто: всех. И это, видимо, не случайно, иллюстрируется цитатой из пророка Исаии, по словам которого, раб Господень, Мессия берёт на Себя немощи и беззакония всех, а не только избранных. Посыл совершенно понятен: Бог всем готов оказать милость. Несколько позже, когда Христос собирается отправиться на другой берег, к Нему подходят два человека, которые выражают желание стать Его учениками. Господь готов их принять, но, в отличие от больных и бесноватых, которые получают исцеление сразу, тем, кто решил стать учениками, Он указывает на условия этого ученичества. В сегодняшнем чтении их всего два: быть готовым к испытаниям и решительно следовать за Христом. Исцеление как возвращение к активной жизни не должно восприниматься ими как конец пути, но только как начало. Если ты хочешь быть учеником, мало прийти и попросить милости, мало настроиться и впечатлиться словами или действиями Учителя, необходимо пойти за Ним, куда бы Он ни пошёл, и оставить всё, что мешает быть с Ним. В реальности последнее, кстати, не означало, что необходимо разорвать отношения с ближними. Например, из истории посещения дома Петра, мы понимаем, что ученики могли сохранять семейные отношения, главное было в другом. Теперь уже не комфорт и не дом были центром их жизни. Этим центром для них был их Учитель.