ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 05.08.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Хотим мы это признать или нет, но мы — дети эпохи Просвещения со всеми вытекающими отсюда положительными и отрицательными последствиями. Мы привыкли всё рационально осмыслять, требуем аннотаций и инструкций. В том числе и в области духовной. Но Христос призывает нас к иному. И чтобы это понять, давайте обратимся к отрывку из 18 и 19 глав Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Послушаем.

Глава 18.

18Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Глава 19.

01Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

02За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Прозвучавший отрывок в содержательном отношении опирается на образ незлобивого детства. Христос в ответ на вопрошание Петра, сколько раз следует прощать ближнего, дает не инструкцию, а указывает на ребенка. И призывает учеников уподобиться детям. Не в смысле безответственного поведения или склонности к капризам, а в отношении простоты сердца, желания видеть в окружающих людях и мире только лучшее, светлое, интересное. И путем к этому состоянию, с точки зрения, Христа оказывается способность прощать.

Разговор о важности прощения можно было бы прекратить, просто процитировав иные слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». К сожалению, многие (в том числе и те, кто считает себя христианами) забывают о важности прощения или же понимают прощение грехов превратно. Поэтому необходимо расставить важные смысловые акценты.

Наш мир наполнен жестокостью, злобой, пороками. Столкнувшись на своем жизненном пути с обидой и несправедливостью, люди стремятся отомстить за причиненное им зло. В итоге, зло вокруг нас не только не уменьшается, но постоянно увеличивается. Одно злодеяние вызывает к жизни другое и даже большее. И остановить рост зла в мире зачастую может именно прощение. Не в виде потакания злу или его одобрения. А в качестве преграды, выстроенной мной лично для греховной тьмы на пути к моему сердцу.

Православная Церковь относится к теме прощения со всей серьёзностью. Так, например, человек, в сердце которого живет обида, не может причащаться Святых Христовых Таин. Такое отношение основано на словах Спасителя: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим».

В духовной практике древних монастырей до сих пор имеется следующая вещь. Если один монах находится в обиде на другого и не хочет его прощать, ему запрещается читать полностью молитву «Отче наш», а именно слова — «И прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим». Человек, нежелающий прощать окружающих, не имеет права просить об этом Бога.

К сожалению, прощение иногда понимается нами превратно. Мы с большим трудом прощаем или вовсе не прощаем обиды, причиненные нам. Но при этом с легкостью прощаем, когда несправедливо поступили с другим. Но ведь Господь призывает нас к совершенно иному, когда говорит: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». В данном случае речь идет о наших собственных щеках, а не о щеках чужих.

Прощать мы призваны только ту несправедливость, которая адресована нам лично. Если же мы видим, что обиде подвергся другой человек, такое простить мы права не имеем. Наоборот, в такой ситуации мы обязаны встать на защиту слабого, проявить неравнодушие. Любая добродетель требует верного подхода, рассудительности. И пусть Господь поможет нам простить наших личных обидчиков. А еще найти силы и попросить прощения у тех, кого мы обидели, став, тем самым, служителями тьмы, но никак не света Христова.

И ещё. Умение мудро прощать является проводником к евангельскому детству сердца — жизни в Боге, а не по инструкции. Тот, кто научился передавать суд за обиды Богу, кто оказался способен не отвечать злом на зло, постепенно становится светлее, чище. А вместе с этим приобретает по-настоящему детское видение мира, открытость к райскому свету благодати, пронизывающей вселенную. Умеющий прощать дает себе возможность жить радостно и интересно, потому что сердце его ничем темным не обременено. Будем же помнить об этом и просить у Господа возможности быть как дети.

Добавить комментарий