- ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 21.11.2024
- АПОСТОЛ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 21.11.2024
- 📖 СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПО СХЕМЕ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА 21.11.2024
ХРАМ СВ. АНАСТАСИИ МИНСК СРОЧНО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ!
Слово настоятеля, иерея Виталия Малишевского. Литургия. Святых отцев VII Вселенского Собора (787) от 27.10.2024
Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Молитва «Отче Наш» особенно дорога христианскому сердцу. Ведь её дал Своим ученикам Сам Иисус Христос. То есть её Автор Тот, Кто, с одной стороны, на собственном опыте познал все нюансы человеческой жизни, лично ощутил то бремя, которое несёт каждый из нас. С другой стороны, Тот, Кто знает о нуждах людей как их Творец. В этой молитве нет ни одной лишней просьбы, а вместе с тем она отражает все наши нужды: духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Существуют ли какие-то правила, которым необходимо следовать, когда мы читаем эту молитву? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Если мы обратимся к святоотеческой письменности, что увидим, что все рассуждения отцов Церкви о диалоге с Богом зачастую начинаются с рассуждений о молитве Господней. Что означают её слова, как её стоит читать, в каких ситуациях, какое место эта молитва занимает в общественном богослужении и домашнем молитвенном правиле. Иными словами, какова должна быть внешняя и внутренняя ситуация, чтобы молитва «Отче Наш» принесла максимальную духовную пользу тем, кто с её помощью обращается к Творцу. Согласитесь, это очень важные комментарии. Ведь человек может использовать слова молитвы при подготовке к преступлению. Или в его момент. Или для того, чтобы избежать наказания. Действительно, бывает, мы прибегаем к молитве, не отдавая себе отчёта в том, на что просим благословения Божия. Для этого подвижники Церкви и объясняли правила использования этого святого текста. И если мы приглядимся к тексту Евангелия, то увидим, что подобные правила даёт уже Сам Господь. В той притче, которая идёт сразу после молитвы «Отче Наш», Христос указывает на три важных момента.
Во-первых, мы можем обращаться к Богу напрямую и по всякому поводу. Даже в бытовых нуждах, которые могут показаться мелкими и незначительными. Или очень интимными, о которых, как нам кажется, не принято просить. Нас не должно беспокоить, что мы можем нарушить личное пространство Творца. Или стучимся к Нему не в то время. Когда Он занят. В притче человек начал тарабанить соседу в 12 часов ночи. Так, ребёнок не боится забегать в спальню к родителям и забираться к ним под одеяло. Ему всё прощают. К такой искренней, доверительной молитве Бог призывает и нас.
Во-вторых, наша молитва должна быть не ради удовлетворения наших корыстных интересов. Проситель в притче пришёл не ради себя. Он пришёл ради того, чтобы накормить друга. Так и мы должны обращать внимание на мотивы своих просьб. Чего я в конечном счёте хочу? Чтобы Господь создал ситуацию, в которой бы я ни в чём не нуждался и меня наконец-то все оставили в покое? Или же я хочу исполнить волю Творца и послужить окружающим людям? Бог быстрее отвечает на те молитвы, в которых мы просим помочь нам быть исполнителями Его Евангелия. Но медлит с ответом, если я прошу сделать так, чтобы мне стало лучше и легче жить.
В-третьих, наша молитва должна быть непрестанна и сопровождаться терпением. Потому что важен не только результат, который мы получаем в ответ на наши просьбы. Важен и сам процесс молитвенного предстояния Богу. Эта сосредоточенность на Творце сама по себе уже решает многие проблемы и создаёт особую духовную атмосферу в нашей душе. Бог может медлить потому, что хочет, чтобы мы просто с Ним поговорили.
Всё это не означает, что Бог не ответит на наши молитвы, если мы не учитываем эти факторы. Он реагирует на каждого из нас по-разному. Ведь кто как не Он лучше всех понимает ситуацию каждого. Но обозначенные выше три условия сообщают нашей молитве дополнительное ускорение. Ведь если мы их учитываем, то вся наша жизнь превращается в непрестанный поиск воли Бога, в самозабвенное служение ближним. А это самый короткий путь к тому Царству, о Котором Христос проповедует в Своём Евангелии.