ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Своих беседах с людьми Христос всегда отталкивался от окружающей Его обстановки. Так, у колодца в самарянском Сихеме Он говорил о воде жизни, а при виде веры галилейского сотника, Спаситель указал окружавшим его израильтянам на превосходный пример веры язычника, диалог же с книжником послужил причиной размышлений относительно некоторых неблаговидных особенностей этих людей. Как раз о книжниках и идёт речь в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем эти слова.

Глава 12.

38И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Любопытно, что то евангельское обличение книжников, которое мы только что услышали, последовало за вполне добрым и содержательным диалогом Христа с одним из книжников. Этот диалог касался первой из заповедей — заповеди о любви к Богу и ближнему, и книжник в рамках диалога проявил себя совершенно замечательно, он и сам именно так и относился к заповедям, он отдавал приоритет любви, а не чему-то иному. Однако, Спаситель, сказав, что этот человек «недалеко от Царствия Божия» (Мк. 12:34), тем не менее перешёл к обличению книжников.

Можно было бы сказать, что Господь просто перешёл от беседы с книжником к характерным порокам этой группы, и это было бы правдой, однако есть и ещё одна вероятная причина прозвучавшего обличения: любой знаток Священного Писания и духовной жизни рискует в какой-то момент ощутить себя отличающимся от всех прочих людей, в частности, от тех, кто не так хорошо сведущ в этих вопросах. Конечно, подобное происходит в самых разных сферах, и легко встретить того, скажем, автослесаря, который будет с иронией относиться к ничего не понимающему в устройстве автомобиля человеку. Однако одно дело автомобили или же какая-то иная материальная деятельность, и совсем иное — взаимоотношения с Богом. Узурпация трактовки воли Божией сродни узурпации родительской любви. Да, кто-то из детей более внимателен к родителям, кто-то менее, кто-то умеет лучше общаться со старшими родственниками, а у кого-то это получается хуже, но при этом есть те проявления любви, которые люди оказывают отцу и матери без каких-либо специальных знаний.

Собственно, к проявлению любви и свёл свою речь Спаситель. Он увидел бедную вдову, которая положила в храмовую копилку какие-то крохи, всё то, что она смогла наскрести, и оказалось, что её дар Богу ценнее, чем дары многих других людей, тех, кто клал много, но отнюдь не последнее. Если мы эту сцену перенесём на всё то же отношение детей и родителей, то нам станет очевидна правота Спасителя, а также скрывающаяся за этой правотой идея: важно не то, какой подарок способен преподнести отцу или матери ребёнок, важно глубинное наполнение этого подарка, и любящий сын — это вовсе не тот, кто всем обеспечивает своих родителей, а тот, кто, во многом ущемляя собственные интересы, находится рядом с ними и поддерживает их не столько финансово, сколько личным присутствием и участием. Так и с Богом: Богу не нужны наши деньги, какими бы крупными они ни были, Ему нужна наша любовь, первое и важнейшее проявление которой состоит в базирующемся на молитве стремлении исполнять Его волю.

Добавить комментарий