ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.08.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Справедливость — один из столпов римского права, на которое, в свою очередь, опирается современная нам цивилизация. Пусть криво, пусть выборочно, но всё же. А потому и окружающие нас люди, и мы сами часто апеллируем к той самой идеальной справедливости. Хотим, чтобы всё было по-честному. О справедливости говорит нам отрывок из 20 главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 20.

01Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

02и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

03выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

04и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

05Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

06Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

07Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

08Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

09И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11и, получив, стали роптать на хозяина дома

12и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Современный мир постоянно говорит о справедливости, защите прав личности и, конечно же, о правосудии. Но вот что странно. Чем больше наши современники занимаются установлением справедливых отношений между людьми, тем больше они забывают о самих людях. Ведь, по большому счету, судебную систему интересует не человек как таковой, а его положение в обществе. Святитель Николай Сербский однажды тонко заметил — «на могиле любви вырастает справедливость». Это действительно так.

Люди, стремясь установить справедливость, и самих себя, и окружающих превращают в юридические функции. Или виртуальные элементы, которые должны находиться в придуманной человеком гармонии. Правосудие Божие действует иначе. Ведь главенствующее место в нём занимает не справедливость, а любовь. Это хорошо видно на примере поступка Адама и Евы. Представим себе, что бы было, если бы поведение прародителей оценивалось с точки зрения человеческого правосудия.

Грех первых людей получил бы самый жестокий приговор, а сами Адам и Ева, скорее всего, расстались с жизнью. Но в Библии мы читаем об ином. С одной стороны, Господь констатирует печальные последствия непослушания прародителей. Но тут же дает им обетование о приходе в мир Спасителя. Таким образом, ответом Бога на грех Адама и Евы становятся не суровые санкции или холодная месть, а самая настоящая Жертва. Жертва собственным Сыном для спасения непостоянного в вере, вечно метущегося рода человеческого.

Ровно таким же образом правосудие Божие действует в отношении отдельно взятого человека. И об этом мы слышали в прозвучавшем евангельском чтении. Господин имения дает одинаковое жалование каждому потрудившемуся работнику. Вне зависимости от того, в какое время начался рабочий день каждого из них. И те, кто начал трудиться с утра, возмущаются. Как это так? Почему все нам заплатили одинаково? Это же не справедливо! Но Господа заботят не юридические реалии, а люди. И одних (унывающих) Он поощряет, даже если труд еле-еле по объему превзошёл спичечную головку. А других, наоборот, приземляет, даже если было совершено нечто грандиозное. Всё потому, что Господа, повторюсь, интересуют именно люди!

Но нам, воспитанным в рамках римского права, хотелось бы, как ни странно иного. Но Бог не играет по человеческим правилам. И пусть подчас нам кажется, что за тем или иным нашим проступком должно в обязательном порядке последовать наказание свыше. Но по факту, если оно (это наказание) и приходит, то всегда носит характер вразумления или наставления. Ведь Бог — самый удивительный педагог. За самые незначительные добродетели Он награждает нас сверх меры. За грехи же не столько наказывает, сколько вразумляет и делает так, чтобы наше зло в итоге обратилось в добро.

Добавить комментарий