ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.09.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Бывают такие ситуации, когда ты никак не может сделать выбор, застряв между двумя кажущимися одинаково неприемлемыми возможностями. Как быть в такой ситуации, хорошо разъясняет отрывок из 22-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 22.

15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20И говорит им: чье это изображение и надпись?

21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Чтобы лучше понять всю сложность ситуации, описанной евангелистом, нам необходим небольшой исторический экскурс. Иудея времён Христа Спасителя — это оккупированная римскими властями провинция. После переписи при правителе Квиринии, а это 6-й год от Рождества Христова — иудеи были обязаны платить подушный налог. И, естественно, платить римской монетой — динарием, на котором находилось изображение кесаря и надпись: «Тиберий Цезарь, сын божественного Августа». Атрибут «божественности» на монете и изображение правителя тотчас вступали в острейший, неразрешимый конфликт с категорическим запретом Закона Моисея на изображения и приравнивала иудеев к язычникам и идолопоклонникам. Мы помним историю с изгнанием менял из притвора Храма: их присутствие там было как раз и связано с невозможностью приносить в священное место такие «скверные» монеты.

Двойственность и, с точки зрения самих провокаторов, невозможность выхода из неудобной ситуации заключалась в том, что Христос одинаково не мог ни отказать в плате налога римской монетой — иначе Он тотчас был обвинён в бунте, ни согласиться с законностью этой уплаты — иначе Он приобретал статус коллаборциониста и вероотступника. Абсолютно уверенные в неизбежном провале Иисуса, вопрошающие не допускают ни малейшей возможности вырваться из расставленной ими ловушки. Однако всё разворачивается неожиданным образом.

Христос говорит в ответ: «Покажите мне динарий!» Казалось бы, в этом вопросе нет ничего провокативного. Сохраняя видимость благорасположенности к ненавистному Иисусу, фарисеи тотчас достают… из своего кошелька динарий. Значит, они и так носят постоянно при себе римские «скверные» монеты — и уже сама постановка вопроса изобличает их лживость и лицемерие!

Задав вопрос — чья надпись и изображение? — Иисус как бы переносит изначальный вопрос в совершенно иную плоскость: это — чьё? Кому принадлежит эта монета? Естественно, кесарю! Вот и отдавайте её владельцу! Глагол «ἀπόδοτε» в греческом варианте текста Евангелия — не просто «дайте», а «верните, воздайте должное». Монета, несущая образ кесаря, принадлежит его порядку и должна быть возвращаема ему же!

Коль вы столь печётесь о славе Бога, Которому служите, — воздавайте Ему должную славу, честь и поклонение — всем тем, что несёт на себе такой же «отпечаток», как и монета кесаря — его лицо. Это было прекрасное «домашнее задание», чтобы хорошенько о нём подумать, — и провокаторы ушли в глубоком изумлении, как же такая искусная ловушка вдруг не сработала!

Я думаю, слова Христа о том, что Богу надо приносить «Божие», касается и каждого из нас. Хорошо ли мы понимаем, где именно в нашей жизни те самые «носители Божественной печати принадлежности Ему», которые мы не особо-то торопимся возвращать нашему Отцу и Главному Господину?..

Добавить комментарий