ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.11.2025 (♫)


Евангелие дня

Iisus-1024x696.jpg
, рубрика: , рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христос, как известно, исцелял, воскрешал, изгонял из людей бесов и делал много иного, того, что не под силу обычному человеку. Рассказам о чудесах Христовых посвящена довольно большая часть Евангелия. Однако мы знаем, что Его чудеса убеждали далеко не всех. Впечатляли, изумляли и удивляли — всех, а вот убеждали совсем немногих. Спаситель это прекрасно знал, Он знал, что чудо мало кого может привести к Богу, ведь человек с большей вероятностью предпочтёт найти какое-то рациональное объяснение чуду, чем, впечатлившись чудом, поверить словам Христовым. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке содержится рассказ об одном из чудес Спасителя и о реакции на него свидетелей произошедшего.

Глава 11.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

В только что нами услышанном отрывке из Евангелия от Луки было описано чудо Христово, но не было сказано, что благодаря этому чуду кто-то уверовал во Христа и стал Господним учеником. Этого не сказано даже про того человека, который был освобождён Спасителем от беса и обрёл дар речи. Но сказано другое: чудо вместо признания чрезвычайной силы Господней и соответствующих выводов стало причиной обвинения Христа в связях с «князем бесовским», то есть с сатаной.

Это, конечно, очень странная логика, и её с лёгкостью обличил Спаситель. Он указал на иудейских экзорцистов, то есть заклинателей злых духов, к которым в обществе относились с почтением, и которых никто не обвинял в соработничестве с бесовскими силами. Господь, по сути дела, задал довольно простой вопрос: а в чём разница? Почему действие иудейских экзорцистов его оппоненты готовы принимать как действие силы Божией, а Христово исцеление — нет? В чём состоит существенное отличие между этими двумя изгнаниями злых сил?

Как мы понимаем, у оппонентов Христовых не нашлось ответа на этот вопрос.

Понимаем мы и то, почему враждебно настроенные по отношению ко Христу иудеи реагировали на совершённые Им исцеления таким нарочито негативным образом: Христос был Им неудобен, ведь Он учил не так, как учили они, и Своими словами Он обличал жизнь многих иудеев. Никто не любит обличения, никому не бывают приятны те, кто, указывая на недостатки нашей жизни, призывает нас к исправлению, и если такое случается, то, конечно, мы найдём, в чём обвинить дерзнувшего нас обличать человека. Опыт евангельских иудеев показал, что можно найти обвинения и в адрес Воплощённого Бога, пусть со стороны эти обвинения и выглядят совершенной нелепицей.

Христос же, как мы понимаем, изгонял бесов вовсе не «силою веельзевула, князя бесовского», Он изгонял их «перстом Божиим». То есть силою Божией, или, иначе, Своей собственной силой. А это означает, что, как сказал Господь, «достигло до нас Царствие Божие» — Бог здесь, среди нас, Он действует, и любому разумному человеку должно быть очевидно, что лучше уметь видеть Его действия, признавать их и восходить умом к прославлению Бога за явленные Им человечеству милости.

Добавить комментарий