ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.12.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Каждый из нас оказывался в ситуации, когда при прощании с очень дорогими людьми надо сказать нечто крайне важное, быть может — самое главное, такое, о чём в иной ситуации едва ли уместно говорить.

Отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — именно такой: это последняя, завершительная притча Иисуса перед Его входом в Иерусалим на крестные страдания. Давайте послушаем.

Глава 19.

12Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Что же скрывает в себе сказанная Иисусом притча? Давайте разбираться.

Прежде всего, кто подразумевается под образом главного героя — некий человек «высокого рода», который отправляется в «дальнюю страну» с целью получения царства? Это — Сам Христос Спаситель, Который уже совсем скоро отправится в «страну мёртвых» — чтобы, вернувшись оттуда — воскресшим — «вернуть себе» царство живых. Именно так понимают и святитель Иоанн Златоуст, и Григорий Великий. Злобные граждане, которые не хотят его возвращения — иудеи, надеявшиеся, что с насильственной смертью Того, Кого они воспринимали как «смутьяна» и «провокатора», брожения в народе закончатся. И теперь мы подходим к самому интересному: кто же такие рабы, получившие деньги для того, чтобы потом вернуть дохода? Кто такой «раб»? Тот, кто находится в определённых отношениях со своим господином, связан с ним. Если господин — Христос, то его рабы — все мы, христиане, подписавшие своим Крещением договор с Ним: мы — Его, мы теперь уже не принадлежим сами себе, у нас есть Небесный Господин.

Деньги, которые выдаются каждому рабу, — это всё то, что находится в нашем распоряжении: наше тело и душа, наши способности, наше время — одним словом, вся «плоть бытия», в которой и которой мы живём. И не только «живём», но и ежеминутно «распоряжаемся» — куда что направить, на что потратить, во что «инвестировать». Злой раб, спрятавший в платочке деньги и потом возвративший их же господину, — человек, затаивший обиду и скрытую нелюбовь к своему господину — и отказавшийся развивать данный ему капитал. Он — прообраз Ивана Карамазова, «возвращающего свой билет» Господу Богу. Он не принимает этот мир, он отказывается вступать в отношения с Хозяином бытия — он противопоставляет себя Господину — тем самым обрекая себя на отчуждение, исключение из круга «своих». Он не умеет любить — то есть доверять, идти на риск, надеяться на милость — он может только бояться и придумывать, как бы минимизировать возможные претензии Господина к себе. Эта фигура в притче — образ человека, уже носящего ад в своей душе, схлопнувшейся, закрытой по отношению к Богу.

Те рабы, которые не побоялись вложить деньги в разные дела, — и получившие прибыль — становятся крупными начальниками, поставленными царём. Другими словами, тот опыт, который мы приобретаем через развитие данных Богом даров, всего лишь «тренировочная площадка» по развитию способностей души, которые останутся с нами в вечности.

В завершение мне хочется поделиться одной историей. Как-то некой женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь Бог.

— Боже! Неужели это — ты?!

— Да, Я, — ответил Бог.

— А что у Тебя можно купить?

— Всё, — был ответ.

— Тогда дай мне здоровья, счастья, любви, успеха, и много-много денег!

Бог улыбнулся и куда-то ушёл. Вскоре Он вернулся… с очень маленькой коробочкой.

— Как, это всё?! — с недоумением воскликнула женщина.

— Да, — ответил Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?…

Добавить комментарий