Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Та ситуация, которая описана в только что прозвучавшем отрывке, в очередной раз демонстрирует нам мудрость Спасителя и бессилие его оппонентов в попытках загнать Его в ловушку. Противники Христа задают Ему коварный вопрос: стоит ли правоверным иудеям платить налог в пользу римского, то есть языческого, императора? Если Господь ответит «да», против него ополчится народ, который посчитает Его другом оккупантов и потакателем их верований в то, что фигура императора сакральна и божественна. С точки зрения иудейской религии, это явное богохульство. Если Он скажет «нет», то Его схватят римские власти как подстрекателя к мятежу, а разговор с мятежниками у римлян был предельно короткий. Господь в этой ситуации поступает, как всегда, с удивительной мудростью.
Динарий — это монета, на одной стороне которой чеканилось изображение римского императора, с подписью, подчеркивающей его божественный статус, а на другой было изображение того или иного римского божества. По сути, это была языческая икона. Из слов Спасителя, «принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его» можно допустить, что Он никогда не видел эту монету, дабы не осквернять Свой взгляд языческими изображениями. И это было вполне возможно, если речь шла о благочестивом человеке. Ведь по религиозному закону Израиля правоверный верующий не имел право вносить эти монеты в храм, где в ходу была специальная, храмовая валюта. Однако фарисеи, не почувствовав подвоха, достают монетку, словно забывая о том, что всё происходит как раз-таки в храме. Только один этот факт указывает окружающим на их лукавство и коварство.
Дальнейшие слова Спасителя ставят окончательную точку в разговоре. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», — говорит Он. Во многих государствах древности власть обожествлялась. Подобное мы видим в Египте, Вавилоне, Риме. Фарисеи мыслят в этой же плоскости. Их сознание, как и сознание язычников, допускает, что можно сравнивать цезаря с Богом. Однако ответ Спасителя проводит резкую черту между этими двумя областями. Есть человеческое, есть Божественное, говорит Он. И какое-либо сравнение их между собой неуместно и может свидетельствовать о духовной незрелости человека. Таким ответом Господь обличает иудеев, которые оказались несостоятельны как в своем практическом благочестии, так и в богословских представлениях.
Важный урок содержит этот отрывок. Нередко мы также задаем Богу вопросы, которые, с нашей точки зрения, являются неразрешимыми и способны поставить в тупик кого угодно. Эти вопросы связаны с теми сложными ситуациями, в которые порой нас загоняет жизнь. Мы словно спрашиваем Творца: ну как же так, если ты наш Спаситель, почему не даёшь чёткого ответа? Зачем ты поставил Меня в такую безвыходную ситуацию? Во всех подобных случаях необходимо понимать, что так мы никакого ответа не получим. Ведь мы подходим к Богу с тем же настроением, что и фарисеи. С обидой, недоверием, нежеланием слышать. Чтобы увидеть решение самим, необходимо научиться приходить к Богу в простоте и смирении сердца. С надеждой, что ответ существует и он на поверхности. Просто для него ещё не пришло время. Единственно за это благое душевное расположение Господь обязательно в нужный момент разрешит все наши самые глубокие недоумения.