Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших христианских аксиом состоит в том, что известный нам мир не бесконечен во времени. В какой-то момент он изменится самым радикальным образом, и в нём не останется привычных нам физических форм жизни. Случится это после Второго Христова Пришествия, которое будет предваряться некоторыми характерными признаками. Об этом идёт речь в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Глава 13.
01И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
02Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
03И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
04скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
05Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
06ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
07Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец.
08Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
Когда мы говорим о христианской эсхатологии, то есть о конечных судьбах мира, у нас есть единственный непререкаемый источник информации — это книги Нового Завета, в первую очередь, Евангелие. Однако евангельские сведения об этом предмете довольно скудны и запутаны, а потому бывает крайне непросто отделить в них частное от общего.
Под частным в повествующих о кончине мира местах Евангелия подразумевается судьба Иерусалима в первом веке по Рождестве Христовом. Тогда — в 70-х годах — случилась масштабная национальная катастрофа, кульминацией которой стало разрушение Иерусалимского храма. Естественно, что Христос не мог об этом не говорить, ведь Израиль, будучи колыбелью знания о Едином Истинном Боге, имел всемирное значение, кроме того, многим непосредственным слушателям Спасителя предстояло стать очевидцами это катастрофы, поэтому Господь должен был их предупредить. Именно это Он, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском чтении, и сделал, указав на храм и сказав, что «всё это будет разрушено».
Однако сразу после указания на храм Спаситель перешёл к общему, то есть к конечным судьбам мира. Здесь, как мы понимаем, и начинается самое загадочное, ведь речь идёт о далёком будущем, и перечисленные Христом признаки довольно неспецифичны, совокупность же двух этих факторов рождает различного рода спекуляции.
Во-первых, Христос сказал, что перед кончиной мира многие прельстятся, так как примут за Спасителя того, кто Им не является. Эту мысль можно понимать по-разному. Если её понимать в узком смысле, то речь идёт о каком-то человеке, которого станут принимать за Христа. В широком же смысле слова Спасителя указывают на некое помрачение души, которое приводит к забвению Бога и к замещению Его чем-либо иным. К примеру, технологиями. Или же пустотой. Здесь не имеет значения что именно это будет, важно лишь то, что люди станут искать спасение не во Христе, а в чём-либо или ком-либо ином.
А ещё перед кончиной мира будут повсеместные войны, голод и другие катаклизмы, сопровождающиеся грозными природными явлениями. Мы помним, что в истории человечества такое происходило не раз, помним мы и что во Христа веруют совсем немногие, и, скажем, увлечённых астрологией людей значительно больше, чем искренних христиан. Но если есть все признаки, то стоит ли ждать скорой кончины? Ответа на этот вопрос не существует. Причина же отсутствия ответа в том, что Бог долготерпелив и многомилостив, Он делает всё ради спасения как можно большего числа людей, а потому наша задача не в том, чтобы высчитывать сроки и бояться, мы призваны к другому — к надежде, вере и любви. Слава Богу, у нас ещё есть возможность всё это в полной мере обрести!