ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 07.05.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев неудачу или пережив сложную и даже трагичную ситуацию, человек разочаровывается в вере и говорит в своём сердце: если мои ожидания не сбылись, если всё это произошло, значит Бога нет. Совсем не обязательно при этом произносить подобные вещи вслух, бывает достаточно просто решить так в своём сердце. Но как на самом деле стоит поступать в подобных ситуациях? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 24.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Если бы мы сейчас попробовали написать книгу про историю разочарований, прозвучавший сейчас библейский сюжет точно в неё вошёл бы. С какой удивительной глубиной евангелист Лука описывает диалог со воскресшим Христом, в котором по преданию, сам же и участвовал.

На третий день после распятия и погребения Спасителя до учеников стали доходить странные вести, связанные с отсутствием тела их Учителя в могиле. Мы знаем, что мироносицы утверждали, что Он воскрес. Знаем также, что ученики поначалу не верили их словам. Неслучайно сегодняшнее чтение начинается с рассказа о Петре, который увидев пустой гроб лишь удивился, но в воскресение не поверил.

Что же могло значит исчезновение тела, если не верить в воскресение? Для учеников, которые точно знали, что они его выкрасть не пытались, это могло значить, что первосвященники или Пилат продолжают преследование Иисуса даже после смерти, а значит и для них как для учеников в этом есть серьёзная опасность. Не потому ли двое из них в тот же день уходят из Иерусалима? Сколько горечи слышно в словах: «А мы то думали, что Он и есть тот, кто избавит Израиля». Они настолько разочарованы и подавлены, что весть о пустом гробе изумляет и выводит их из равновесия, вместо того чтобы радовать и вселять уверенность.

Что же на всё это отвечает им воскресший и неузнанный ими Христос? Он вступает с ними в беседу, называя их неразумными и медленными сердцем. Они и сами чувствовали, что были правы не сейчас, унывая и разочаровываясь, но тогда, когда верили в Мессию. И чтобы сейчас понять это, надо, как мы бы сегодня сказали, включить голову и не давать страху овладеть собой. И если ты вдруг разочаровываешься, задумайся и посмотри внимательно, может быть вся ценность того, чем ты жил, была в другом и разочарование – это путь к более глубокому узнаванию? Бесспорно, это так не всегда. Иногда правда действительно бывает печальна… Но понять это можно, только разобравшись всерьёз, подойдя к произошедшему с рассуждением и доверием. Именно этому учит апостолов Спаситель. Он обращается к Писанию и зову их собственного сердца и показывает им, что их понимание было неполным и они были невнимательны к словам Моисея, и пророков, к псалмам, в которых был указан именно такой путь Мессии. Это помогло ученикам измениться и стать способными пережить встречу с Тем, в Ком они успели разочароваться. Встречу, после которой сами, как когда-то мироносицы, побежали благовествовать.

На самом деле, эта история про любого из нас. Если ты доверился Богу, а обстоятельства сложились не в твою пользу, и это привело тебя в смущение, задумайся, неужели ты пришёл к Богу просто ради того, чтобы обстоятельства складывались так, как тебе надо? Вряд ли. И это значит, что Бог хочет сделать твою религиозную жизнь глубже, а тебе нужно просто доверится Ему.

Добавить комментарий