Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Ускорить или отсрочить свою смерть человек способен, но вот избежать её не может. Она всё равно каждому из нас предстоит. И если смерть неотвратима, у него возникает только один вопрос, может ли он вообще на что-то надеяться? Ответ на него звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Однажды молодой человек, пришедший в храм помолиться, услышал, как мы с прихожанами обсуждали слова апостола Павла, в которых смерть была названа последним врагом. «Если смерть — это единственное, в чём мы все совершенно уверены и не сомневаемся, зачем видеть в ней трагедию, зачем всё так драматизировать?» — спросил пришедший. И формально он совершенно прав. В качестве беды и трагедии можно воспринимать произошедшее неожиданно, нечто, чего не должно было быть. Конечно, такие смерти случаются, но так или иначе человек умирал всю свою историю и, размышляя даже о трагичной смерти, мы в итоге признаём, что перед нами путь всей земли и рано или поздно всем придётся по нему пойти. А если это так, не лучше ли с ней согласиться и воспринять как естественную часть жизни. Наверное, для людей неверующих это единственный выход. В свою очередь христиане воспринимают смерть как последнего врага и не признают её нормальным явлением это мира, потому что Бог смерти не сотворил. Более того, во Христе Он приходит для того, чтобы смерть победить. Но как мы посмотрели бы на человека, который заявил о том, что может победить смерть? Как на безумца, если не хуже. Иудеи, как мы слышим, на подобные слова ответили Христу, что Он бесноватый. Так или иначе, сложно говорить об адекватности человека, который говорит о своей победе над смертью. Однако из слов Христа совершенно очевидно, что Он говорит не только как человек.
Бог любит всех по-своему, мир как свое творение, человека как свой образ, живой и материальный. И, конечно же, хотя наши слова ограничены, мы можем говорить о любви внутри Троицы. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна начинается со слов Иисуса о том, что Отец Его любит. Но какова же эта любовь? Какова её природа? Это не любовь к творению, потому что творение вести себя так не может. Христос говорит: потому любит меня отец, что «Я отдаю свою жизнь, чтобы потом принять её». Может ли так сказать человек? Конечно же, нет. Он может быть воскрешён, но не может воскреснуть сам. И это иносказательное, через разговор о смерти, но при этом совершенно явное указание Иисуса на Его Божественное достоинство. Отец любит Его, как Своего Сына.
Иудеи не смогли воспринять таких рассуждений. До воскресения Спасителя они действительно звучали совершенно невероятно. Да и мало ли, кто и что может о себе говорить! Но, когда Иисус воскрес, ученики уверились в том, что Он говорил истину. И сегодня мы говорим друг другу «Христос воскресе», потому что верим, что во Христе Сам Творец пришёл для того, чтобы дать нам жизнь вечную.