Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Слово «любовь» звучит сегодня довольно часто. Люди, не стесняясь, произносят его довольно смело. Кажется, чего стесняться? Нечего бояться выражать свои чувства. Но так ли всё просто с любовью? И что мы обычно имеем в виду, когда говорим о ней? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 21.
15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе дотого? ты иди за Мною.
23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе дотого? —
24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
У каждого взрослого человека есть опыт общения после примирения. Дети, когда ссорятся, мирятся довольно легко. Прошло буквально несколько минут после ссоры, и они могут мирно болтать и весело играть друг с другом. У взрослых не так. Многие из нас сложно прощают, но ненамного проще общаться и тем, кто осознаёт свою вину. Мы робко и с опаской возвращаемся к прежним отношениям, всеми фибрами души ощущая, что человек всё помнит. И хотя ты прощён, сделать совершившееся не бывшим уже невозможно и твой поступок, серьёзный или даже не очень, несмотря ни на какие слова, останется в сознании другого человека. Это не всегда так, но обычно чувства у нас возникают именно такие.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим диалог Спасителя с апостолом Петром. Этот диалог происходит уже после воскресения Христа, но совершенно очевидно, что оба его участника ничего не забыли. И самое главное — Пётр не забыл того, как обещал пойти за Христом на смерть и как предал Учителя. Речь совсем не о том, что Христос обижается на Петра. Дело совсем не в этом. Просто, очевидно, что беседа проходит в несколько иной атмосфере, чем проходила бы без обещания любви со стороны Петра и его предательства.
И вот Христос спрашивает апостола: «Симон сын Ионин любишь ли ты меня?» И Пётр со всей радостью, с трепетом прощённого, отвечает: «Да, Господи, я люблю тебя». Но почему-то Спаситель переспрашивает во второй и в третий раз, так что Пётр как будто бы отчаивается убедить Его в правдивости своих слов. Но слова он говорил и в прошлый раз, а вот с делами всё оказалось сложнее. Оба помнят об этом и оба знают, что любовь можно понимать по-разному. Не случайно в греческом тексте Евангелия от Иоанна используются разные слова. Спаситель сначала спрашивает о любви сознательной, разумной и жертвенной, в то время как Петр подразумевает любовь дружескую. Господь не обличает его, потому что знает, как это трудно пожертвовать жизнью за другого И поэтому принимая его дружескую, пока ещё несовершенную любовь, он снова и снова спрашивает Его, чтобы тот и сам задумался о том, что значит любить. Для Петра, как и для каждого из нас, его история — урок. Урок того, что слова о любви и верности надо беречь и произносить их только тогда, когда о любви свидетельствует сама жизнь.