Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианство не может не быть миссионерским, ведь миссия — это то, что заповедовал апостолам перед Своим Вознесением Христос: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Если же мы обратим наше внимание на Самого Христа, то увидим, что Он отнюдь не стремился учить всех; более того, в ряде случаев Он уклонялся от людей, уходя в пустынные места. Именно об этом повествует звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 5-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16Но Он уходил в пустынные места и молился.
Проказа в мире Древнего Израиля была сродни смерти: во-первых, больные были исключены из всех социальных процессов, а во-вторых, случаев исцеления почти что не было. Русский текст Евангелия от Луки звучит довольно гладко, он лишён какой бы то ни было эмоциональности, тогда как греческий оригинал совсем иной, и, скажем, начальную фразу только что прозвучавшего отрывка некоторые исследователи предлагают переводить так: «И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! — некий человек, полный проказы». Здесь мы видим удивление евангелиста, вызванное тем, что прокажённый, который по закону Моисея не должен был приближаться к здоровым людям, осмелился приблизиться к Спасителю. Господь не оттолкнул от Себя этого человека, более того, Христос, видя веру прокажённого, Сам прикоснулся к нему, что тоже было нарушением закона Моисея. После этого Спаситель отправил больного к священникам, ведь без их освидетельствования исцелённый от проказы человек не мог вернуться к нормальной жизни.
Впрочем, самое любопытное началось позже: евангелист Лука зафиксировал, что молва о Христе распространялась, «и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (Лк. 5:15). На первый взгляд кажется, что все эти люди — прекрасная аудитория для проповеди Царства Небесного, однако Христос так не считал, и потому «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).
Не может не обращать на себя внимание отличие между тем, как строили свою проповедь апостолы, и тем, как проповедовал Христос. Апостолы шли к абсолютно любой аудитории, Христос же действовал избирательно, Он, к примеру, не шёл к язычникам, и не пытался собрать вокруг Себя как можно большее число людей. Миссия Спасителя была, если можно так выразиться, узконаправлена: Он обращался лишь к израильтянам, но не ко всем, Ему не были интересны в качестве адресатов проповеди те, кому от Него нужны лишь чудеса. Легко понять, почему Христос именно так устраивал Свою проповедь: впечатлённый чудом человек попросту не способен слышать и воспринимать слова о Царстве Небесном, ну а если человек жаждет лишь чудес и здоровья, то его вряд ли удастся заинтересовать словами о чём-то большем. Христу были нужны совсем другие люди: ищущие Бога, а не того, что Бог им может дать; жаждущие послужить Богу, а не стремящиеся заставить Бога послужить им. И Господь нашёл таких людей. Да, их было совсем немного, но они сумели сделать слово Христово звучащим во всей земле и во все времена.