Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, в жизни каждого человека бывает очень волнительный момент, когда вывешиваются — или публикуются — списки поступивших в учебное заведение. С каким замиранием сердца ищешь себя в этом списке — и как же от радости оно начинает заходиться, когда находишь!
Отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, обращается именно к нашему опыту «нахождения себя» в списках.
Есть такая замечательная русская поговорка: «что записано пером — не вырубишь топором!» Она перекликается с реакцией Христа на успехи вернувшихся с проповеди учеников: ведь они на самом деле проявили себя как носители невероятной силы Божией, которая позволяла им творить чудеса и исцеления, изгонять демонов из одержимых людей, убедительно свидетельствовать своим словом о грядущем Царстве Небесном. Всё это, вне всякого сомнения, не могло не радовать, вдохновлять к дальнейшим трудам.
Но Спаситель разворачивает эту радость в ином направлении: куда важнее не те способности и силы, которые явным образом развились у апостолов, но то, что они «вписаны» — именно это буквально и означает использованный глагол έγγράφω — в Книгу Жизни. Что мы знаем об этой Книге?
В истории еврейского народа есть очень неприятный эпизод — когда Моисей спускается с горы Синай после Богообщения и получения заповедей — он видит, что народ установил идол золотого тельца и поклоняется ему. Это было жуткое, позорное зрелище — и, конечно же, обрушение надежд на установление завета между Богом и народом. И Моисей обращается к Богу с такими словами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Псалмопевец Давид в 68-м псалме говорит о грешниках: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся». Святитель Иоанн Златоуст толкует так: «Книга жизни есть память и знание Божие. Там пишутся дела».
Если вдуматься, получается вот что: всё то, что мы делаем доброго, правильного, полезного, — отмечается Богом, фиксируется Им — как если бы некий невидимый летописец отмечал в своём тексте всё то, что происходит. Причём летописец не подходит формально, фиксируя механически абсолютно всё: нет, он «замечает» только удачно свершившееся, состоявшееся, «сбывшееся» — то, что словно кирпичики выстраивает «здание» нашей жизни. Бракованные, сломанные, неудачные, а то и ошибочные события не интересны и оказываются за пределами внимания «летописца».
Я бы дерзнул ещё больше усилить этот образ. Бог в Своей книге жизни пишет даже не летопись, а… житие каждого из нас, отбирая только всё самое лучшее, яркое, доброе и светлое, что мы оставляем как след нашей жизни. Ему неинтересны наши дурные, мрачные, греховные дела — потому что они «не суть», они не несут в себе жизни, будущности, на них невозможно опереться и ими ничего не построишь.
Хорошо, когда это «житие» пишется практически без остановок или с редкими паузами. Опасно, когда паузы становятся всё длиннее и длиннее. И совсем беда, если рука «небесного писателя» совсем останавливается — потому что превращать в текст, то безобразие, которое происходит, как говорится, «и рука не поднимается».
Вот о чём, дорогие друзья, и призывает нас задуматься Евангелие: что же за текст — небесный текст! — мы оставляем каждый день позади себя? Или там — сплошные пробелы?…