Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что в нашем мире много зла. Много и тех людей, которые сочли для себя излишними какие бы то ни было нравственные принципы. В таком положении дел нет ничего нового, подобное было и во времена земной жизни Христа. Интересно, что в некоторых случаях Спаситель использовал образы таких людей ради объяснения отношения Бога к человеку. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок как раз из числа тех, в которых безнравственный герой Христовой притчи принёс пользу всему человечеству.
Глава 18.
02говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
03В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
04Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
05но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
06И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
07Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
08сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Только что прозвучавшую притчу Христос начал так, как принято начинать пьесы: Он кратко и ёмко охарактеризовал действующих лиц притчи — судью и вдову. Судья был тем, кто жил вне общепринятых нравственных норм — он не почитал Бога, мнение людей его тоже не интересовало. Ну а про вдову сказано лишь то, что она вдова, и слушателям Спасителя этого было вполне достаточно, ведь в ту эпоху вдовы очень часто оказывались в нищете, и не было никаких социальных институтов, которые могли бы их защитить. Был лишь закон Божий, но этот закон затрагивает совесть, с совестью же судья сумел договориться.
Далее Спаситель описал легко представимую ситуацию: вдова взывала к судье с просьбой о защите, но он никак не реагировал. В конечном же итоге вдова сумела получить своё, и произошло это благодаря неотступности её просьб. Получается, что даже такой безнравственный и беспринципный человек, как герой сегодняшней притчи, может при определённых условиях сделать добро.
Вывод предсказуем: Бог не таков, Бог всегда нас слышит и придёт на защиту, хотя и не всегда Его реакция бывает мгновенной.
Этот вывод Христовой притчи легко подвергнуть сомнению, ведь у каждого из нас есть примеры того, как Бог оставлял молитвы без ответа, а обидимых без защиты. Помимо личных историй, у нас есть и то, что известно всем, к примеру, гитлеровские лагеря смерти, в которых погибло немалое число верующих во Христа и со всем усердием взывающих к Нему людей. Как быть со всем этим? И как соотнести молчание и бездействие Бога с тем образом, который Спаситель создал в только что услышанной нами притче?
Ответ на эти и схожие с ними вопросы дал Сам Христос в Своей Гефсиманской молитве, и Его ответ звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). На примере Спасителя мы видим, что первейшая цель любой молитвы состоит в том, чтобы с её помощью суметь принять волю Божию о себе. А ещё Господь показал нам, что в конечном итоге победа будет за Богом и за теми, у кого хватило веры, мужества и терпения, чтобы не изменить Ему в сложных жизненных ситуациях.