Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31; Глава 2, стихи 1-3
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31; Глава 2, стихи 1-3
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;
28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.
Книга пророка Исайи, Глава 2
01 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
02 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Бог предлагает людям выбор: соблюдение заповедей и благая жизнь или упорство во грехе и погибель. Конечно, в падшем мире далеко не всегда последствия грехов и добродетелей оказываются очевидными. Не всегда праведник благоденствует, а грешник терпит неудачи… Но в духовном смысле этот закон непреложен, и человек, выбравший путь неправды, губит собственную жизнь. Впрочем, каждый оказывается способен измениться. Выбрав зло, мы способны покаяться, а выбрав добро — снова пасть. И эта истина далеко не всегда оказывается очевидной. То есть головой мы понимаем, что и покаяние, и падение равно возможны, но на практике всё оказывается сложнее. Человек, который осознал своё плачевное состояние, способен оттолкнуться от дна, чтобы вырваться из греховного болота, в котором он тонул. Но человек, который думает, что у него всё нормально, может потерять бдительность и в итоге нравственно и духовно деградировать. Это происходит не сразу, поступки, которые ещё вчера казались человеку невозможными, сначала принимаются мысленно, потом становятся допустимыми в особых случаях… Наконец, со временем начинают восприниматься как обыденные. Такой постепенный отказ от верности Богу гораздо опаснее, потому что человек учится совмещать правду с неправдой и добродетель с грехом. Перестаёт ли конкретный добрый поступок быть добрым? Видимым образом нет. Становится ли он злым? Кажется, тоже нет… Но это не делает его духовно здоровым и постепенно даже то, что изначально было добрым, оказывается отравленным.
Указывая на подобные изменения в народе Иудейском, Бог говорит, что верная столица стала блудницей. Прежде в ней обитала правда, но со временем стали обитать убийцы. И самое главное, что об этом нельзя сказать «так исторически сложилось», потому что так складывают люди, это их выбор и их решения. Духовный путь человека всегда связан с борьбой за своё состояние, и тот, кто этого не знает, кто успокоился в своём ощущении правоты, очень скоро может стать тем, кого Бог называет «законопреступником и сообщником воров». Выходит, что в человеке нет ничего гарантированного, нет ничего раз и навсегда данного. Зато всё это есть в Боге. В Нём есть гарантированная любовь к человеку, и раз и навсегда существующее желание его спасти. Естественно, что человеку, который комфортно ощущает себя в грехе становится не по себе, но Бог знает, к чему его ведет: «обращу на тебя руку Мою и, как в щёлочи, очищу с тебя примесь». Во времена пророка речь шла об Иерусалиме, который олицетворял народ Божий. Сегодня мы понимаем, что это может относиться к самым разным людям и народам, потому что Бог желает очищения и исправления всех.
Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Во второй день Великого поста во время вечерни мы слышим продолжение чтения книги Бытия. А конкретнее — описание следующего этапа творения Богом мира. Мы вместе с пророком Моисеем видим, как одно за другим появляются небесные светила, как по небу начинают лететь птицы, воды океанов заполняются самыми разными живыми существами — моллюсками, рыбами, рептилиями. И всякий раз, завершая очередной этап созидания, Господь видит, что вышедшее из рук Его творение — хорошо весьма.
Что означают эти слова? Не только то, что окружающий нас мир прекрасен и совершенен. Есть ещё одно важное обстоятельство. Как мы с вами заметили — процесс творения оказался разделён на дни. Господь, имевший все возможности во мгновение ока создать всё из ничего, поступает иначе. Он творит поэтапно, всякий раз констатируя, что получившееся — хорошо! Иными словами — Бог получает радость от того, что Он делает. Подобное возможно только в одном случае, если Господь в Своей деятельности руководствовался исключительно любовью.
Человек несёт в себе образ Божий и подобно своему Творцу также обладает способностью созидать. Нечто глубинное роднит нас с Отцом Небесным, и мы можем проводить аналогии между собой и Богом. Любимое дело мы выполняем не спеша, радуясь каждому мгновению, фиксируя момент за моментом. Вот и Господь, творя мир, приводя нашу реальность в состояние бытия из абсолютного небытия, как будто растягивает собственную радость, разделяя процесс на этапы-дни.
Теперь же обратимся к содержанию двух дней творения, которые созерцает пророк Моисей. Они, по большому счёту, являются отражением первых дней. Сначала мы узнали, что Господь создал свет. Теперь мы видим космические светила — носителей данного света. Мы читали о том, как Бог отделил воду от суши и вокруг материков образовались океаны. Теперь же водные глубины заселяют многочисленные обитатели. Творение мира предстает перед нами не просто линейным процессом. Мы видим, что окружающая нас вселенная оказывается наполнена самими разными взаимосвязями. Это прекрасно видно на основании выводов современной, подчас очень далёкой от религии, науки.
Все современные концепции мироздания подчёркивают внутреннюю целостность материального бытия, повторяемость логики устройства нашей реальности от одного уровня её существования к другому. Но и это ещё не всё. Мы видим, что Господь постепенно вводит в Своё творение новые элементы, которые не возникают в каком-то вакууме, но находят опору в уже имеющихся структурах вселенной. Бог-Творец проявляет Себя как покровитель гармонии, чуждый насильственного вживления в ткань созданной Им реальности каких-то инородных её изначальному духу элементов. Всё оказывается на предназначенных местах, нет ничего лишнего, но нет и недостатка.
Прозвучавшие строки из книги Бытия имеют отчётливую педагогическую цель. А именно — призывают нас быть похожими на нашего Творца. Он радуется тому, чем занимается. Избранное Им дело Бог осуществляет поэтапно, без всякой спешки и суеты. Его творение совершенно, потому что выполнено с любовью, а ещё и глубоко продуманно. Если бы мы, люди, всегда следовали примеру нашего Отца Небесного, какого количества ошибок мы могли бы избежать. Но Бог и в данном случае наши огрехи направляет удивительным образом нам на пользу. Вразумляя, исправляя и даже открывая новые горизонты. За что и воздадим Ему заслуженную славу. Слава Тебе, Господи, создатель вселенной, слава Тебе!
Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Было и есть немало людей, которые полагают, что мудрость — это некое сокровенное знание, которое надо искать где-то далеко. Скажем, в Тибете или в каких-то таинственных книгах, а, может, и у мало кому известных учителей. В представлении таких людей мудрость недоступна обычному человеку, она сокрыта, и задача состоит в том, чтобы предпринять усилия для её обретения. Такими поисками в истории Церкви особенно прославились гностики, собственно, само слово «гностицизм» происходит от греческого γνωστικός, то есть «обладающий знанием». Меняются эпохи, приходят новые поколения, но всё равно находятся те, кто продолжает старательный, но абсолютно бесперспективный поиск тайного знания. Бесперспективный — потому что, по слову книги Притчей, «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою». За ней не надо куда-то идти, ехать, плыть или лететь, за ней не надо карабкаться в горы или спускаться в пещеры, не надо погружаться в древние манускрипты, потому что она рядом, ближе, чем мы можем себе это представить. Премудрость проявляет себя через поразительно гармоничное устройство природы, в нас самих — через нашу совесть, в данном Богом и зафиксированном в сердцах людей нравственном законе, она же видна и в судьбах конкретного человека, а также целых народов.
Святитель Николай Сербский написал по этому поводу замечательные слова, которые в полной мере разъясняют мысль книги Притчей: «Всё сотворённое являет своего премудрого Творца: как то, что на поле, так и то, что в городе. На поле — чистая и светлая природа, а в городе — человек с его ремёслами и искусствами. Божия Премудрость вопиет, а не шепчет: через всю природу и через все полезные людские дела и занятия. Она покрыла всё поле, наполнила весь город, она над землёй и под землёй, на звёздных высотах и в морских пучинах… Но наиболее громогласна и явственна Божия премудрость в лице Самого Господа Иисуса Христа. В лице Господа Иисуса Христа Божия Премудрость явилась во плоти и показала Себя людям во всей Своей досточудной силе и красоте. Здесь Божия премудрость говорит не через бездушные творения и не через людей, а Сама Собой и Сама от Себя, лично и непосредственно. Своей премудростью — через Свою Святую Церковь».
Можно подытожить слова святителя Николая и сказать, что для обретения мудрости нужно лишь открыть ей своё сердце, свою душу на том месте, где мы сейчас находимся, нужно захотеть стать носителем мудрости, откликнуться на её зов, и тогда премудрость не пройдёт мимо, она станет достоянием каждого из нас.