ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 08.03.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

В чём состоит смысл поста, как духовной практики? Только ли в отказе от определённых видов пищи или от пищи вообще? Как кажется, нет. Тогда зачем нужно поститься? Ответ мы найдём в отрывке из 2-й и 3-й глав Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.

Глава 2.

23И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

01И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

02И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

03Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

04А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

05И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

На учеников Спасителя нападают иудейские старейшины и знатоки закона. Им очень не понравилось, что проголодавшиеся во время путешествия апостолы стали в субботний день срывать колосья на пшеничном поле и есть зёрна. Оппоненты Спасителя увидели в данном поступке нарушение заповеди Божией и оскорбление традиции соблюдения шаббата. Конечно же, критика законников была направлена, в первую очередь, на Христа. Но обвинить Спасителя напрямую Его противники боялись. Ведь в то время народ ещё был за Господа Иисуса. Поэтому было принято решение поступить хитрее и начать подрывать авторитет Сына Божьего при помощи критики Его ближайших учеников.

Спаситель, как всегда, при ответе на претензии фарисеев выводит дискуссию на новый смысловой уровень. И мы видим, насколько наивным и даже примитивным оказывается восприятие закона Божьего у горделивых вождей Израиля. Христос напоминает критикам об известном историческом эпизоде, когда царь и пророк Давид в нарушение всех обычаев вместе с воинами ел богослужебные хлебы, предназначенные только для священников. Так Давид показал, что для него здоровье близких ему людей важнее религиозных условностей.

На примере поведения святого царя Господь показывает, что содержание важнее формы. Как мы можем данное понимание применить в отношении поста? Православное христианство, хотя и выделяет в человеке телесную и духовную составляющие, тем не менее понимает человека как целостное существо. Духовное влияет на материальное, а материальное (даже в таких простых проявлениях, как пища) — на духовное. При этом наша Церковь никогда не делила и не делит еду на святую и грешную. Ограничивая себя в качестве и количестве пищи в пост, питаясь просто, мало и дешево, мы можем сэкономить на себе некоторую сумму денег, которая накануне Пасхи пойдёт на благотворительность. Чтобы праздник был не только у нас, но и у тех, кто оказался материально обделён в этой непростой жизни. Поэтому дорогие деликатесы по определению постными быть не могут.

И всё же. При всей своей важности пост является всего лишь инструментом. Проверенным, действенным, но всё-таки средством для достижения более глубокой и для многих, к сожалению, неочевидной цели. Состоит она в преодолении эгоистичного одиночества. Пост учит нас деятельной любви, призывает чуть меньше думать о себе и чуть больше о ближнем. С помощью поста наше сердце раскрывается для Бога и людей, мы опытно проверяем, когда наступит тот момент, когда наше избалованное и зацикленное на себе «я» запричитает и потребует пощады. Не потому, что ему больно. А потому что ему стыдно: за несовершенство, постоянную ложь самому себе, за загнанные под ковёр памяти допущенные ошибки.

Пост — время суда человека над самим собой. И вот почему нам так хочется поскорее спрятаться за ширмой самодовольной религиозности, обратиться к Богу: «Господи, смотри — я ведь хороший и ем только постных омаров». Но пророк Исайя ещё много веков назад от лица Бога писал тем, кто совершает аскетический подвиг не ради любви и не ради искреннего покаяния: «Пост и праздность, и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя». Чего же хочет Господь? Ответ мы найдём в книге Притчей Соломона, читаемой в дни Великого поста: «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Не будем же играть с Богом в странные и лукавые пищевые игры. Но постараемся стать похожими на нашего Творца в Его милосердии и благости, мудрости и светлом терпении. Или как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Кто постится искренно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам».

Добавить комментарий