Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 15-17, 26-30
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 15-17, 26-30
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо для того, чтобы войти в Царство Божие? Ответ на этот вопрос мы слышим в только что прозвучавшем отрывке. Христос говорит, что для этого необходимо уподобиться детям. Как это понимать? Конечно же, речь идет не о тех несовершенствах, которыми может обладать ребенок. Речь не о легкомысленности, не о слепой доверчивости, не об отсутствии опыта жизни, которое мы так часто у них наблюдаем. Под детским состоянием души можно понимать способность человека не кичиться своим умом, не полагаться на свою мудрость, не делать поспешных выводов о тех, кто его окружает. Ведь именно так ребенок относится к окружающим. В его общении с людьми и миром есть определенная простота. Всё происходящее с ним он воспринимает очень непосредственно. Иными словами, он не пытается подойти к людям со своей меркой. Не оценивает их. Принимает такими, какие они есть. Причем делает это зачастую, игнорируя свой отрицательный опыт общения с окружающими. Он быстро забывает обиды, ему не свойственна подозрительность.
У нас, взрослых, всё иначе. Наше отношение к жизни очень сложное. Ведь мы уверенны, что слишком хорошо её знаем. Порой нам хватает одного взгляда на человека, одного его слова, чтобы у нас сложилось о нем определенное впечатление, навеянное нашим негативным опытом. Мы знаем, что можно обжечься. Получить душевную травму. А потому просто, чтобы себя обезопасить, мы склонны к тому, чтобы втиснуть того, кто нам повстречался, в прокрустово ложе своих представлений о жизни. Однако, поступая таким образом, мы словно ставим на человеке крест. Всё с ним понятно, говорим мы и поворачиваемся к нему спиной. Именно так повернулись спиной ко Христу иудейские начальники. Самодовольная уверенность в своей мудрости сделали их ограниченными в понимании жизни, не позволила рассмотреть в странствующем проповеднике обещанного Мессию.
Апостолы удивляются этим словам. Ведь они понимают, как сложно человеку не раскладывать жизнь по полочкам. Как сложно не давать окончательную оценку тем, с кем его сталкивает судьба. И чем взрослее человек, тем больше он утверждается в своей правоте, костенеет в своих убеждениях. Поэтому и говорят они Спасителю: кто же может спастись? На это Господь отвечает, что подобное детское состояние души невозможно приобрести собственными усилиями. Непосредственным образом оно связано с действием божественной благодати, которую Господь дает за веру в Него и готовность последовать за Ним без всяких компромиссов, оставив позади весь свой предшествующий душевный опыт. Лишь в этом случае Бог даст нам увидеть этот мир и людей, которые его наполняют, глазами ребенка, увидеть его просто и непредвзято, увидеть его таким, как видит его Сам Господь.