Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23
13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Толкование дня
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
История бегства в Египет Святого семейства — очень поучительная. Особенно для тех глубоко религиозных людей, которые уверены, что когда они с Богом, — им всё по плечу. Казалось бы: при таком явном благорасположении Бога к Пречистой Деве, неужели Он, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого бытия, не мог чудесным образом сохранить Иисуса от грядущего избиения младенцев? Допустить, что у Пречистой Девы было недостаточно веры — язык не поворачивается: кто другой, кроме Неё, смог настолько доверить свою жизнь Богу? После всех невероятных событий, связанных с Рождением Иисуса, — явления ангельских воинств, чудесной звезды, издалека пришедших восточных мудрецов — и вдруг — такое малодушное бегство? Что именно хочет сказать нам Евангелие этой яркой историей?
Очень важный навык, который отличает христианина от неверующего — это навык смиренного принятия своей ограниченности. Конечно, никто не запретит мечтать, что когда будет достаточно веры — и горы одним словом сдвинем без проблем — но в реальности святое семейство ночью — да, да, именно ночью — чтобы никто не заметил — бежит в Египет. Перед нами разворачивается картина невероятного диапазона — от Безмужнего зачатия — до тайного и скрытного бегства.
И широта этого диапазона убеждает нас в одном: для Бога любая точка этой протяжённости — от чуда-пречудного до будней-пребудничных — имеет совершенно одинаковое значение! В любой точке Он действует совершенно равнозначно и полноценно: нет у Бога «не Его» мест, «не Его» времён, «не Его» ситуаций. «Не Его» — могут быть только существа, способные сказать Ему решительное «Нет!» — то есть люди и ангелы. И наше «Нет!» — вовсе не обязательно должно быть таким, как у Ивана Карамазова — с его пафосным глобальным «возвращением билета», чаще всего наши «нет» — очень маленькие. Кто-то позвонил невовремя — а наше «нет!» уже выскочило в виде недовольства. Где-то пропустили нас, не обратив внимание, — наше «нет!» начинает червоточинкой вгрызаться в сердце обидой и домыслами. Ребёнок забыл взять в школу сменку — наше «нет!» уже бурлит возмущением, ропотом и руганью — как будто мы сами в детстве никогда и ничего не забывали! И чем больше у человека самости — которая стремится всё собой заполнить — тем площадь соприкосновения с реальной жизнью будет больше, и ровно настолько же больше будет и пробоин от наших «нет!»
Я вспоминаю случай из одного патерика (историй из жизни монахов ранней Церкви) — когда два монаха никак не могли взять в толк, как люди ссорятся друг с другом. И один другому говорит: ну вот смотри, я тебе говорю: «Дай мне твой хлеб!» — а другой ему сразу же: «На, держи!» Так и не смогли они поссориться даже в «пилотном режиме» — потому что давно привыкли волю Божию и пользу другого предпочитать своему горделивому «Нет!»
А ведь и Иосиф мог бы сказать Ангелу — «Нет! Я лучше знаю, как и куда отправляться с новорождённым — ведь у нас особые, исключительные отношения с Самим Господом Богом!» — и вот тогда, несомненно, вся история развернулась бы совершенно иначе. Но он говорит решительное «Да!» — ни мало не смущаясь предстоящей скрытностью и бесславностью побега.
Учиться отлавливать наши вредные «Нет!» — и полюбить благословенные «Да!» — вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие!