Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 3-11
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31, Глава 2, стихи 1-3
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 3-11
03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
04 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
05 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
06 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
07 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;
08 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
09 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.
10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В книге пророка Исаии звучит много прекрасных слов о любви Господней к своему народу. Однако учитывая, что жизнь людей полна грехов, в этой же книге мы постоянно сталкиваемся с грозными и полными праведного гнева словами, которые обращены к тем, кто нарушает Завет. Со времён Моисея народ был уверен в своей исключительности. Бог Сам называл их «род избранный, род священный». Им было практически запрещено общаться с другими народами, потому что они хранили истину откровения. Всё это создавало определённое мировоззрение, люди думали, что Божий народ — это самый лучший народ, самый правильный народ, это народ, который не совершает ошибок. Но вот мы видим, как этот же народ впадает в серьёзные грехи. Как его заблудшие, а иногда и явно нечестивые правители позволяют распространяться языческим культам, нарушают заповеди… Иногда даже видимым образом сохраняя верность Богу.
Напротив, язычники могут искренне обратиться к Богу. Мы слышим, что чтение начинается с упоминания разных народов, которые решают прийти к Богу, чтобы учиться Его путям. Они перекуют мечи на плуги и не будут больше учиться воевать. Потому что дело Божье — стремиться к миру. Потому что Бог сотворил нас для жизни в мире и любви.
Сложно себе представить, каково было иудеям слышать такие слова от пророка Исаии. Тем более, что цари во время самого Исаии были вполне благочестивыми. Он говорил о будущем, но видел всё это не только в видении… Он видел это в жизни людей, в их настроениях и отношениях друг к другу. Он понимал, что они верны, но эта верность не выстраданная, глубоко не осмысленная и она закончится отпадением. Он знал также, что люди слабы и вся их самоуверенность, всё их самомнение потеряют всякое значение… ведь они изменят Богу и будут поклоняться богам иным. И не будет им прощения.
Эти последние слова звучат очень страшно. А как же все разговоры о том, что Бог прощает? Неужели это не так? Конечно, так. Но он прощает тех, кто исправился, потому что тех, кто ненавидит, кто исполнен греха, бесполезно прощать. И если народ заблудился и отпал от Творца, он должен будет пройти путь очищения и покаяния. Другого пути нет. Это всегда очень больно. И чем больше о себе возомнить, тем больнее будет. Неслучайно пророк пишет: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день». И это не случайно, потому что все людские планы искажены грехом, и надо найти в себе силы смириться перед Богом и его правдой, которая на уровне межчеловеческих отношений обретается только в мире и любви.
Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31, Глава 2, стихи 1-3
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Книга Бытия, Глава 2
01 Так совершены небо и земля и все воинство их.
02 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
03 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
В третий день Великого поста во время вечерни благодаря книге Бытия мы узнаём, как Бог завершил процесс творения мира. Повествование пророка Моисея говорит нам о шестом, последнем, дне творческих действий Господа. На данном этапе Творец приступает к созданию высших форм живых существ. Сначала на просторах первозданных материков возникают многочисленные виды сухопутных млекопитающих, а затем на Земле появляется первый человек — Адам.
Бог создаёт Адама из праха земного. Данное библейское выражение требует пояснения. Речь идёт не просто о красной глине (так переводится имя Адам). Святые отцы, толкователи данного отрывка, видят в происходящем событии не просто работу скульптора, но нечто более глубокое. Первый человек вбирает в себя все элементы сотворённого Богом мира. Прах земной есть часть первозданной материи, её в каком-то смысле концентрированное воплощение. В руках Творца он не просто оживает, но обретает дыхание жизни — образ Божий, среди свойств которого — не только разумность, но и бессмертие.
Как повествует пророк Моисей, Господь, увидев всё созданное, благословил творение и на седьмой день почил от дел Своих. Понятие библейского «дня» до сих является почвой для споров — действительно ли дни представляли собой привычные нам сутки или же пророк Моисей имел в виду нечто иное. Седьмой день, ставший для Бога так сказать «временем отдыха», приоткрывает нам тайну процесса мироздания.
Согласно наиболее авторитетным толкованиям седьмой день продолжается до сих пор. Соответственно, первые шесть библейских дней творения также не представляли собой, скорее всего, земных суток, а длились значительно дольше. «Покой», в состояние которого вошёл Господь, по-еврейски звучит как «шабат». Так современные евреи называют заключительный для них день недели — субботу, когда ничего нельзя делать. Тем самым, как считают иудеи, осуществляется подражание Богу, отдыхающему от дел Своих.
Христианский взгляд на этот предмет является иным. В Евангелии мы читаем такие слова Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Как же эту фразу совместить с идеей покоя Божия? В шестой день Бог закончил процесс создания всего нового. В нашем мире больше не появляется принципиально новых видов растений или живых существ. Но, прекратив творчество, Бог не оставляет Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку. На протяжении седьмого дня Господь хранит всех нас, чтобы ввести в день восьмой — в благую вечность Царства Божия.
И здесь стоит обратить внимание на ещё одно таинственное выражение. В славянском и русском текстах прозвучавшего отрывка оно звучит так: «Так совершены небо и земля и всё воинство их». Ряд толкователей, говоря о воинстве неба и земли, указывают, что речь идёт об ангелах — духовном воинстве Божием. Иные святые отцы смотрят на прозвучавшее выражение шире. Дело в том, что в греческом тексте на месте русского слова «воинство» стоит слово «космос». Оно в данном случае обозначает не безвоздушное пространство. Античные греки именовали «космосом» красоту окружающего мира. И в книге Бытия речь идёт именно о внутренне структурированном (подобно армейскому построению) совершенстве созданной Богом реальности.
Залог этой гармонии состоит не в исключительно физических принципах, но, прежде всего, в причине возникновения нашего мира — плода творчества всей Святой Троицы. Окружающая нас природа является предвозвестницей той удивительной красоты, что ждёт нас в Царстве Божием — месте или состоянии, где вечно длится восьмой день благости Божией.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22
01 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
02 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
03 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
04 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
05 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
06 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;
07 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно;
08 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
09 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;
16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам;
19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,
21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;
22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Притчи Соломона — это далеко не единственный древний литературный памятник, в котором отец адресует поучение своему сыну. Такого рода литература существовала и за пределами мира Древнего Израиля, к примеру, можно вспомнить об очень похожей на некоторые фрагменты Притчей египетской книге «Поучение Аменемопе, сына Канехта». Многие авторитетные исследователи видят в книге Притчей прямые заимствования из этого египетского памятника. Действительно, в них есть немало общего, но отличий, причём существенных, значительно больше. Во-первых, они отличаются объёмами — египетская книга значительно короче, а во-вторых, «Поучение Аменемопе» содержит в себе лишь житейские поучения, тогда как таковые составляют лишь небольшую часть книги Притчей, основной же её объем содержит в себе наставления относительно мудрости, которая самым непосредственным образом соотносится с Богом как Источником всякого блага.
Конечно, мудрость, тем более мудрость от Бога, — очень вожделенна, ведь она способна совершенно изменить жизнь её носителя, тот, кто ей обладает, уже не находится в плену бытовых представлений о сущности явлений, он видит ясно и отчётливо понимает, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избегать неприятных и неожиданных последствий. Но как достигнуть такого состояния, как получить дар исходящей от Бога мудрости? Ответ книги Притчей Соломона таков: в первую очередь необходимо жить нравственной жизнью и вместе с этим погружать свой ум в наставления мудрецов, а это значительно проще сказать, чем сделать, в прежние эпохи такого рода наставления не всегда были доступны в силу дороговизны книг, да и читать умели далеко не все. Сегодня же ситуация иная: складывать из букв слова все способны с самого раннего детства, литература ничего не стоит, она кругом, достаточно лишь ввести поисковый запрос, но чтение и понимание сложных текстов требует напряжённой работы ума, к которой тем труднее себя подвигнуть, чем больше вокруг нас информации иного рода — развлекательной и увеселительной. В итоге же получается, что мы оказываемся в той же самой ситуации, что и люди времён написания книги Притчей: для достижения мудрости нам необходимо к ней стремиться с усердием золотоискателей Клондайка, правда, Соломон написал свою книгу значительно раньше начала «золотой лихорадки», а потому он это стремление выразил в таких словах: «будешь искать… как серебра, и отыскивать его, как сокровище».