Что необходимо делать для того, чтобы наша вера в Бога была православна и наши представления о Господе оставались истинными и неискажёнными? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Существует древнее предание, которое говорит о том, что, сидя под смоковницей, Нафанаил просил Бога о пришествии Мессии. Подобные просьбы были распространены среди благочестивых иудеев того времени. Ведь все они с надеждой ждали, когда исполнятся древние пророчества и Господь пошлёт Своему народу Спасителя, Которого обещал. Вероятно, Нафанаил в ответ на свои молитвы получил от Бога поддержку и утешение. Незримым образом Господь явился ему и успокоил его сердце.
Поэтому так живо и реагирует он на слова Христа «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил узнаёт в странствующем проповеднике Иисусе из Назарета, Того, Кто незримо беседовал с ним во время молитвы. Теперь же его Таинственный Собеседник стоит перед ним во плоти. Поэтому и такая резкая перемена в настроении Нафанаила, и он без всяких сомнений произносит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». С тех пор он ходит за Спасителем всё время, а после смерти и воскресения Христа становится одним из столпов Православной Церкви.
И вот на что следует обратить внимание. Когда Филипп рассказывает Нафанаилу об Иисусе из Назарета, он скептически произносит: «из Назарета может ли быть что доброе»? Нафанаил преисполнен сомнений. В те времена Назарет пользовался дурной репутацией. Да и Спаситель, по верованиям иудеев и согласно тексту Писания, должен был прийти из Вифлеема. Однако, Нафанаил не отмахивается от этой новости. Доверившись своему товарищу, он делает над собой усилие и идёт. И его труд, и доверие окупается сторицей.
Какой же важный урок для нас! По самой своей природе каждый человек — образ Божий. А потому каждый из нас в силу своего рождения имеет духовную интуицию. Каждый из нас предчувствует Творца. Более того, даже закоренелые преступники могут верить в Него, молиться Ему и в свою меру получать утешение. Однако при этом их жизнь не меняется. Поэтому важно понимать, что этот канал связи с Богом — не единственный. Если мы не будем прислушиваться к опыту других людей, который отображён в Евангелии, а также в трудах отцов Православной Церкви, если не будем понуждать себя действовать в своей жизни по тому образцу, который предложили они, мы никогда не вырастем духовно. Мы будем топтаться на месте. Бог так и останется для нас далёким и незримым. Со временем Его образ померкнет, смешается в нашем представлении с нашими собственными иллюзиями, мечтами и фантазиями. Он исказится. А потому, если мы хотим, чтобы наша вера была по-настоящему православна, нам остро необходима деятельная жизнь согласно Евангелию. Исполнение заповедей Божиих на ежедневной основе. Тогда и образ Спасителя будет гореть в нашем сердце ярко, будто мы видим Его перед своими глазами.