ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 09.05.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением и даже страхом, как к тому, кто значительно выше и сильнее нас. Но только ли этого Господь ждёт от каждого? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

01Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

02Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

03Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

04Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

05Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

06Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

07Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

08Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

09Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Многие люди интересуются религиозными вопросами, но подходят к ним с опаской. Начало сегодняшнего отрывка из Евангелия от Иоанна, кажется, говорит о чём-то похожем. Конечно, Никодим был человеком глубоко религиозным и с тем, чтобы практиковать свои религиозные взгляды, у него не было никаких проблем. И всё же чего-то ему в жизни явно не хватало, если он пришёл ко Христу ночью, когда можно искренне и спокойно поговорить, не боясь лишних глаз.

Примечательно, что Никодим начинает беседу с хвалебных и возвышенных слов. Он называет Христа учителем, пришедшим от Бога, потому что чудеса, которые Тот творит, не могут быть объяснены никак иначе, кроме как близостью Бога к Нему. Никодим ищет чего-то большего, но не знает, как к этому подступиться. Понятно, что он пришёл не за чудом, но за духовным наставлением. Однако никакого вопроса задать он не успевает, потому что со своей стороны Спаситель говорит, что Царству Божию может быть причастен только рождённый свыше. Многим из нас это выражение сегодня покажется вполне понятным, но Никодим почему-то его не понимает.

На самом же деле, недоумение Никодима объясняется довольно легко. Он был представителем религии, в которой люди изначально рождались в определённых отношениях с Богом. Конечно, чтобы стать полноценным иудеем, ребёнок должен был быть обрезан, и всё же, как потомок Авраама, Исаака и Иакова, он уже рождался членом народа Божиего. Христос же со Своей стороны говорит о том, что телесного рождения недостаточно, и для того, чтобы войти в Царство, необходимо усыновление Богу через рождение от Духа. И если родиться — это значит перейти из небытия в бытие, то духовное рождение — это вступление с Богом в совершенно новые отношения, через понимание того, что именно Он и является источник твоего бытия.

Говоря об этом рождении, Христос приводит в пример змея, вознесённого на крест во время странствия евреев в пустыне. Чтобы спастись от смертельных змеиных укусов, им необходимо было смотреть на него. Логика была проста: перестаньте с ужасом смотреть на землю, ожидая увидеть змею, и обратите свой взор вверх, к изображению, через которое Бог пообещал даровать спасение. Напоминая об этом чуде, Спаситель как будто бы говорит: вы ищите Царства Божиего, но ищете его человеческими средствами, в то время как причастность Царству подаётся от Бога, через усыновление Ему

Добавить комментарий