ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 09.06.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы когда-нибудь играли в жмурки? Наверное, у каждого в детстве был такой опыт — когда с крепко завязанными глазами тебе надо не только не упасть, но ещё и найти других участников игры.

Отрывок из 9-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня звучит в храмах на богослужении, имеет самое непосредственное отношение к нашей детской игре — как это ни покажется странным! Давайте внимательно послушаем и потом поразмышляем.

Глава 9.

01И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

02Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

03Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

04Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

05Доколе Я в мире, Я свет миру.

06Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

07и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

08Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

09Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Ну как, догадались, при чём здесь игра в жмурки, о которой мы упомянули в начале программы? Подскажу: когда Иисус увидел слепорождённого и помазал ему глазницы грязью, Он отправил его в Силуамскую купель, чтобы именно там он промыл своё лицо. Если мы не знакомы с библейской археологией, эта фраза для нас мало что значит. Но если немного внимательнее познакомиться с контекстом — всё разворачивается очень и очень интересно.

Прежде всего, слепой находился у ворот Храма — и был послан в другой конец города — Нижний город — где и находилась купель. К слову, совсем недавно, 20 лет назад, эта купель была обнаружена археологами — так что о ней теперь мы знаем куда больше, чем ранее. По прямой расстояние между воротами храма и купелью около 800 метров — но, естественно, никакого «шоссе» там не было, и чтобы дойти, надо было долго петлять между разными домами и строениями. И теперь самое главное: вслепую! С испачканным лицом! Представляете себе картину: человек, у которого с рождения нет глаз, всё лицо испачкано грязью, пробирается через весь город — и, естественно, не может не обратить на себя внимание. Кто-то над ним потешается, кто-то сочувствует, иные просто отворачиваются. Но в любом случае, замечают его все. И это — очень мудрый ход Христа Спасителя, который обеспечил широкую известность чуду прозрения, которое вскоре и произойдёт.

Но мне хотелось бы сфокусироваться на ином: что происходит в душе слепца, пока он идёт, пробираясь сквозь людей, спотыкаясь о камни дорог, ощупывая палкой препятствия на своём пути? Ведь сам-то он едва ли отправился бы в эту купель — он выполняет данное ему послушание, что требует достаточного усилия, труда, усердия! Другими словами, по ходу его движения ему предоставляется отличная возможность для переосмысления всего, что было сказано и сделано для него Христом. Возможно, впервые в жизни у него появилась протяжённость — благодаря которой малое семя веры в его сердце могло проклюнуться, прорасти и дать крепкий росток! Конечно, мы можем лишь предполагать, что именно происходило в душе слепца по дороге — но то, насколько он стал внутренне свободным, когда прозрел, — то, что он отважно начал возражать и не поддаваться на провокации духовной элиты — фарисеев — всё это свидетельствует, что из купели он вышел новым человеком.

Вот к какому выводу мне бы хотелось подвести вас, дорогие друзья: не бояться, не пугаться, когда в жизни что-то происходит — даже очень важное и значимое! — не мгновенно, не быстро, а, быть может, и даже слишком долго и протяжённо. Возможно, дело вовсе не в том, что Бог — «медлит», а в том, что для каждого из нас, в каждый период жизни, должен быть свой, индивидуальный формат «протяжённости», соразмерный нашему внутреннему состоянию! Так что не будем торопиться — и пытаться «подгонять» Господа Бога — пусть Он в нашей жизни действует по Своему — а не нашему — усмотрению!

Добавить комментарий