ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 09.06.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Главным отличием христианства от прочих религий является учение о Святой Троице — Боге едином, но почитаемом в трёх Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Об Отце и Сыне в Библии говорится довольно много, в отличие от Святого Духа — самого таинственного из Лиц Святой Троицы. Сегодня Церковь как раз празднует день Святого Духа, в связи с чем в храмах на литургии читается отрывок из 18-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем.

Глава 18.

10Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Человеческий ум просто не в состоянии понять, как единый Бог может обладать сразу тремя Лицами: Отца, Сына и Святого Духа. Причём, каждое из этих Лиц также является Богом. И это не какая-то выдумка людей, а откровение Господа о Себе Самом — откровение, данное нам Сыном Божиим Иисусом Христом почти две тысячи лет назад. Как уже было отмечено выше, об Отце и Сыне в Библии говорится довольно много, в отличие от Святого Духа — самого таинственного из Лиц Святой Троицы. В Писании о Нём есть всего несколько упоминаний, хотя именно благодатью Духа Святого совершаются все таинства церковные. Почему же так обстоит дело? Давайте разбираться.

Первое упоминание о Духе Святом мы находим почти сразу, когда начинаем читать Библию. В первой книге Священного Писания, книге Бытия, говорится, что после того, как были созданы небо и земля, Дух Божий «носился над водою». Здесь речь идёт не о привычных нам понятиях — неба, земли и воды, а о первичном состоянии материи. Славянское слово «носился» является не очень точным переводом еврейского глагола «согревать», «оживотворять». Святой Дух не просто передвигался над только что сотворённой материей, но готовил её к дальнейшему преобразованию в привычный нам мир.

На протяжении всей ветхозаветной истории Святой Дух, если и взаимодействовал с людьми, то делал это прикровенно, совсем тайно. Во всяком случае, в Писании о таких событиях не упоминается вплоть до пришествия в мир Христа Спасителя. Господь Иисус начал Свою проповедь с того, что пришёл к Иордану и крестился от рук пророка Иоанна Предтечи. Крещение Иоанна было просто обрядом сожаления о грехах. В случае со Спасителем это крещение стало явлением Его святости. Разверзлись небеса, прозвучал голос Бога-Отца, а Святой Дух сошёл на Христа в виде голубя. Голубь ещё со времён Ноя и всемирного потопа был символом надежды и спасения. Святой Дух принял образ голубя, чтобы показать — именно через Христа и Его жертву людям откроется Царство Божие — наступит долгожданное примирение Неба и земли.

В виде облака, которое объяло Спасителя и апостолов, Святой Дух явился на вершине горы Фавор во время события Преображения. На пятидесятый день после Воскресения Спасителя Дух Божий сошёл на апостолов в виде языков пламени. После этого они обрели возможность говорить на разных языках и вдохновенно проповедовать учение Христа всем людям. Святого Духа Господь Иисус однажды назвал утешителем. Это именование указывает на главную особенность действия третьего Лица Святой Троицы.

Дух Святой и в начале существования мира, и впоследствии, и даже в наши дни врачует духовные раны, подаёт радость и надежду, вдохновляет и укрепляет православных христиан на служение правде Божией. Благодатью Духа Святого совершаются таинства Церкви, происходят чудеса исцелений. Так что, при всей таинственности этого Лица Святой Троицы, действия Его являются ощутимыми и очевидными. Вот почему в молитве Дух Святой называется подателем сокровищ обильных и благих. Будем помнить об этом и будем просить Бога-Святую Троицу, чтобы благодать Его не отступала от нас, но укрепляла бы и вдохновляла каждый день нашей жизни.

Добавить комментарий