Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь вспоминает в высшей степени удивительного человека — святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В связи с этим во время литургии в храмах звучит отрывок из 19-й и 21-й глав Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.
Глава 19.
25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Глава 21.
24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Церковь сегодня предложила нашему вниманию составной евангельский отрывок: в первой его части было сказано о событиях у Креста Христова, а закончился он упоминанием, что тот безымянный ученик, о котором шла речь в первой части отрывка, и есть автор четвёртого Евангелия, то есть святой апостол Иоанн Богослов.
Апостол Иоанн не писал автобиографий, он писал совсем другие тексты, в которых ему самому было отведено место анонимного свидетеля происходящего, однако его роль в евангельских событиях была велика, и он не мог не упоминать самого себя, делал же это он весьма изящно: он не называл собственного имени, говоря при этом о некоем «любимом ученике». Такое свидетельство Иоанна Богослова о самом себе может показаться немного странным, кажется, что говорить о себе как о любимом ученике Христа нескромно, скромнее было бы просто назвать своё имя или же использовать местоимения единственного числа первого лица. Однако Иоанн ничуть не лукавил: он действительно был любимым учеником Спасителя, и само его пребывание рядом со Христом в минуты страданий Господних — яркое тому доказательство, ведь любимым учеником он стал не из-за каких-то особенных характеристик своей личности, а по той лишь причине, что он смог должным образом откликнуться на любовь Христову. Эта любовь не позволила ему спрятаться в минуту опасности, и он оказался единственным апостолом у Креста.
Господь не мог этого не заметить. Христос передал Свою Пречистую Матерь на попечение любимого ученика, одновременно с этим усыновив Иоанна Пресвятой Деве. Этим самым Христос показал, что любой другой возлюбивший Спасителя человек также становится Его любимым учеником, и также становится сыном или дочерью Пресвятой Богородицы. Господь через Иоанна показал то, о чём мы иной раз забываем: мы все можем стать родными Воплощённому Богу и Его Матери в том случае, если возлюбим Христа, то есть если станем исполнять Его повеления. Да, в полноте и совершенстве мы Евангелие исполнить не сумеем, но здесь имеет значение направление воли, которое обязательно себя проявит, как проявило оно себя у Иоанна Богослова в тот момент, когда он вместо бегства предпочёл быть у подножия Креста Христова.
Иоанн познал любовь Христову, и он стал её неутомимым проповедником. Он сумел понять, почувствовать и передать Церкви основную мысль Евангелия Христова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Ин. 3:16–17).
Давайте же постараемся не забывать об этом, постараемся ответить на любовь Христову нашей к Нему любовью и через это станем родными и Иоанну Богослову, и Пресвятой Деве, и самому Господу нашему Иисусу Христу!