Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избежать заблуждений в своих представлениях о Боге и вере? Как не сбиться с пути и устоять в истине? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Христос приближается к Иерусалиму. Среди простого народа Он очень популярен. Многие видели чудеса, которые Он совершал. Одно из самых поразительных произошло только что. Господь воскресил Лазаря. Человека, который уже четыре дня находился в могиле и тело которого начало разлагаться. Это немыслимо. Такое под силу только помазаннику Божию. А потому ни у кого нет сомнения в том, что Иисус — Мессия. И Он идёт в столицу для того, чтобы занять престол Своего могущественного предка, царя Давида.
Религиозные лидеры иудеев наблюдают за этой картиной со стороны. Они напряжены. И дело здесь не только в личной неприязни ко Христу. Оккупанты-римляне могут увидеть в таком народном воодушевлении опасность для своей власти. Они не будут разбираться, где политика, а где религия. Они знают по своему горькому опыту, что именно с подобных волнений обыкновенно и начинаются мятежи и восстания. А потому римские военачальники могут сработать на предупреждение. Провести карательную акцию, чтобы подавить назревающий бунт в самом зародыше. Прольётся кровь. Погибнет много народа. Так было уже не раз. Вот о чём думают фарисеи. Поэтому они и просят Христа утихомирить людей.
Однако Господь отказывается это делать. Почему так происходит? Разве Спаситель не понимает опасности? Разве Он не знает нрава римлян? Разве Христос не видит, что многие из Его последователей чрезмерно политизированы и ждут от Него именно социальных реформ? Видят в Нём в первую очередь земного царя, который наведёт, наконец-то, порядок в стране. Всё это Господь прекрасно понимает. Но, как ни странно, Он ничего не может сделать с этим. А вернее, Он уже достаточно сделал и сказал, чтобы Его последователи наконец-то поняли, кто Он на самом деле. Чтобы до них дошло, что Он не земной царь. Что Его слова и дела не о могущественной империи и не о царстве справедливости. Однако люди так крепко держатся за свои предрассудки, что даже если Христос прикажет им замолчать, закричат камни. То есть та энергия ложных представлений, иллюзий и фантазий, которая распирает народ изнутри, найдёт другой способ выхода. А потому всё, что Господь может сделать в этой ситуации, — только плакать. И во второй части отрывка мы видим, как Он оплакивает участь Иерусалима и его жителей. У Него болит сердце за людей, которые из-за своего невежества и ложных идей будут вынуждены пережить такую страшную трагедию.
Попробуем перенести эту ситуацию на нашу жизнь. Подобно древним иудеям, мы жаждем Бога. Мы ищем дорогу к Нему. И Евангелие, а вслед за ним и вся церковная традиция, указывают нам эту дорогу. Однако проблема в том, что даже если мы читаем Священное Писание и труды христианских богословов, наша нездоровая зацикленность на себе побуждает нас пройти по этому пути легко, комфортно и с наименьшими потерями. А потому парадоксальным образом в нашем сознании рядом с высокими представлениями о Боге живёт огромное количество предрассудков о Нём и о том, как необходимо Его искать и двигаться к Нему. Нередко мы принимаем Бога совсем не за того, кем Он является. Наша упёртость в своих представлениях такова, сами эти представления так срослись с нами, что даже Господь ничего не сможет с ними сделать. Он может только плакать о Своих детях. Плакать вместе с нами, когда мы проживаем боль потерь, разочарований и потрясений. Спаситель будет плакать со мной до тех пор, пока мой эгоизм не увлечёт меня в самые глубины одиночества и страданий. Пока я полностью, окончательно и бесповоротно не разочаруюсь в себе, и от всего сердца не захочу всю свою жизнь посвятить исполнению Евангелия. Пока основополагающей идеей моей жизни не станет самоотверженное служение окружающим ради Христа. Как только Господь увидит это желание, Он покажет мне свет истины, откроется таким, каков Он есть, и выведет к тихой радости Своего Светлого Воскресения.