ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 10.03.2022

Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,-

13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,

15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,

16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,

18 и идолы совсем исчезнут.

19 И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,

21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начитается с предсказания пророка о дне Господнем, в который всё человеческое унизится и гордые взгляды поникнут. Слова эти — очень страшные и не могут вызвать ничего, кроме печали. Обычно люди всегда надеются на лучшее, стремятся к развитию и процветанию. И когда они слышат о том, что их ждёт трагедия, они чаще всего не хотят в это верить. Вероятно, так устроена человеческая психика, которая стремится избегать жёсткой самокритики. Нам всегда хочется думать, что у нас всё более-менее хорошо. Может быть, проблемы и есть, но не такие, чтобы радикальным образом менять нашу жизнь.

Конечно, в истории религий представления о мире божественном нередко были связаны с чувством тревоги. Боги могли делать с людьми, что угодно и совсем не обязательно отличались добрым нравом, справедливостью, желанием как-то помочь или обустроить человеческую жизнь. Однако в Ветхом Завете мы встречаем совершенно иной образ Бога. Он заботится о человеке, думает о нём, желает ему спасения. И даже тогда, когда человек отпадает от Него, не желая иметь с Ним ничего общего, Бог не оставляет своих планов по его спасению.

Именно в этом контексте печаль от прихода дня Господня звучит особенно странно. Удивительно, мы привыкли, что Бог есть любовь, и нам, может быть, трудно понять, почему Его пришествие связано с унижением всего, чем человек гордится. Нам бы хотелось радоваться от того, что Бог пришёл и наконец настало Его время. Но это всё в теории, всё в нашем желании, в наших сентиментальных надеждах и мечтах. В них мы совмещаем собственный комфорт, планы, всё то греховное и страшное, что есть в нашей жизни, с желанием от Бога всего хорошего и доброго, с надеждой на радостную встречу… но проблема в том, что если мы честно посмотрим на всё, что вызывает в человеке гордость, мы увидим, что за всем этим идёт разделение и вражда. Если мы посмотрим на всю человеческую историю, мы, пожалуй, не найдём не то что столетия, года или месяца, мы не найдём ни дня, в который нигде не совершались бы преступления, ни дня, в котором не было бы войны, ни дня, в котором все жили бы в мире, радости и любви. И если мы сами не способны жить по-Божьему, если мы не способны любить, как мы сможем радоваться Его приходу?

Люди бегут от Божьего лица, они унывают и боятся, однако день Господень — это не только день гнева, это день правды о самих себе. Исаия пишет, что Бог восстаёт, чтобы сокрушить землю, но на самом деле речь идёт о сокрушении людской гордости и самообмана. Иудеям много раз приходилось проходить подобным путём, о чём говорят пророческие книги. Но речь не только о них, ведь путь к Богу призван пройти каждый. Бросим своих идолов и смиримся перед лицом Господним, чтобы день Его мог стать для нас радостным.


Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Толкование дня

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Творение мира завершено. Одним только словом Бога из ничего появилась земная твердь, в небе над ней засияло солнце, а на согретых его лучами просторах мира стремительно развивается всё живое. Читая первые страницы библейской книги Бытия, мы ощущаем торжество жизни и гармонию, установленную между Богом и Его творением.

В созданном мире царствует жизнь, в нём пока нет места для смерти. Даже те животные, которых мы сегодня называем хищниками, имели совсем иные вкусовые привычки. Во главе Своего творения Бог поставил первого человека — Адама. Адам пришёл в мир последним из созданий — в тот момент, когда процесс творения вселенной близился к завершению. Господь не просто даёт первому человеку возможность самому познакомиться с красотой творения. Бог лично водит Адама по райскому саду, призывает туда к нему всех животных, чтобы человек нарёк им имена.

Но среди этой атмосферы мира, радости и красоты Адам чувствует, что ему ещё чего-то, а вернее кого-то недостаёт. «Нехорошо быть человеку одному», — произносит Бог Сам в Себе, видя внутреннее одиночество Адама. Господь понял, что человек, созданный из земли, способный мыслить и любить, может полноценно существовать, только чувствуя свою жизнь в другом — в существе, подобном ему. К скорби Адама — такого создания вокруг себя он не видел. Ни могущественные слоны, ни величественные львы, ни грациозные антилопы — никто из всего сотворённого не мог избавить его от томящего чувства одиночества. И вот мы снова слышим голос Бога: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бог вводит Адама в глубокий сон и творит из него женщину — Еву, которая станет матерью всех живущих на земле. В оригинальном тексте Библии слово «помощница» указывает совсем не на подчинённость жены Адаму. В нём заложен более глубокий смысл — Ева имеет ту же природу, что и Адам, но она другая. Жена дополняет бытие первого человека, становится его верной и любящей спутницей, готовой разделить заботы о Райском саде.

«Помощница» мужчины, жена, создаётся из части его тела, она теперь часть его существования. Его жизнь стала теперь и её жизнью. С этого момента Адам перестаёт быть прежним. Он понимает, что только вместе с женой будет истинным человеком. Мы становимся свидетелями чуда. Величие главного творения Бога предстаёт перед нами двойным образом. В Адаме мы видим силу, которая покоряет, в его спутнице — красоту, которая восхищает; первому свойственно быть покровителем, второй свойственна привязанность. Мужчина будет понимать больше, но женщина будет чувствовать лучше. Оба они вместе составляют одно человеческое бытие.

Бог отделил часть от мужчины, чтобы теснее соединить его с созданною из этой части женщиной; обе жизни их Он одушевил одним и тем же дыханием, обоих их Он создал для одной и той же цели. Вместе теперь муж и жена должны вникать в Божественный смысл своего существования, почитать Господа, Который из ничего создал жизнь, и в Нём любить друг друга.


Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18

01 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

02 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

03 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

04 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

05 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

06 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

07 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:

08 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

09 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,

10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-

14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:

15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

17 пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.

18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

Толкование дня

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

К тем вызовам, проблемам и трагедиям, которые с неизбежностью вторгаются в жизнь каждого человека, можно относиться очень по-разному. Можно видеть в них какую-то нелепую случайность, можно видеть проявление злобы вечного противника рода человеческого, можно обвинять самих себя и заниматься самобичеванием, можно видеть происки нехороших людей.

Вариантов — множество, есть возможность выбрать любой из перечисленных или же предложить свой. Но ни один из наших обычных ответов не упоминает книга Притчей.

Эта книга говорит так: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Иными словами, для человека, который солидарен с библейским взглядом на мир, любые невзгоды, сложности и трагедии — это ни что иное, как наказание Господне. Не в смысле некоей божественной мести или же судебного приговора, а в смысле поучения. Жёсткого, может быть, даже жестокого, но поучения. Книга Притчей предлагает видеть во всем это прообраз наказания, которым подвергаются дети своими родителями, но, конечно, с оговоркой: не родителями-самодурами, а родителями идеальными, не способными на педагогическую ошибку.

В детстве многое было непонятно. Непонятны были и некоторые действия родителей. Ограничения, которое они на нас накладывали, их строгие слова и грозные взгляды, — всё это обрело свой смысл только сейчас, в нашей взрослой жизни. И, конечно же, мы благодарны своим родителям за то, что они для нас сделали.

Так и в отношении с наказаниями от Бога. В отношении к Нему — мы дети. Неразумные, шаловливые, иногда хитрые, но — дети, нежно Им любимые, окружённые Его заботой. Ну а в совершенно очевидным это сделается тогда, когда мы станем в полной мере взрослыми, то есть когда достигнем меры «полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Ну а пока Он призывает нас вспомнить своё детство и просто поверить Ему.

Добавить комментарий