ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 10.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Какие книги необходимо прочитать в первую очередь, чтобы укрепить свою веру в Бога? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

16Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Учил людей «как власть имеющий» — выражение, которое многократно встречается на страницах Евангелия. Так авторы Писания указывают на особую силу, которая исходила от Иисуса Христа. И нередко, как и в прозвучавшем сегодня отрывке, эта сила противопоставлена той, которой обладали иудейские учёные-богословы. В чём же принципиальное различие между словами Спасителя и теми, которые произносили религиозные лидеры евреев?

Иудеи были прекрасными богословами. Их память хранила огромное количество информации о Боге, о Его законе, а также о событиях священной истории. Эту информацию они получали из книг, а также от своих учителей. Для этого они учились с детства и продолжали копить знания всю жизнь. По тем временам их кругозор был поразительным. Просто ходячие энциклопедии. Поэтому Евангелие и называет их книжниками.

Господь не учился в богословской школе. Поэтому в Евангелии от Иоанна иудеи удивляются: «Как Он знает Писания, не учившись?» У Христа был иной источник знания о Творце. Он знал о Нём не со слов других людей и не из книг. Он знал Его лично. Ведь, как Сам Он говорит Своим ученикам, «Я в Отце и Отец во Мне». Иными словами, Его знание было не книжным, оно было опытным.

Поэтому, когда люди слушали книжников, они чувствовали, что перед ними очень умные люди. Они много чего знают о Боге. Но в их словах было слишком много схоластики. Слишком много умозрительной теории. Хорошо говорят, складно, но на душе теплей не становится. Сердце не отзывается.

Когда люди слушали Христа, они поражались, насколько Его слова раскрывали глубинную правду жизни. Они ощущали горение Его Духа. Чувствовали, как этот огонь проникает в их сердца, как он насыщает душу. Проповедь Спасителя давала им не только новую, уникальную информацию о Боге. Хотя, конечно, и это было в Его словах. Но в первую очередь речи Христа несли слушателям утешение, поддержку, радость, надежду. Одним словом, Благую весть. В них ощущалась энергия милости, принятия, прощения и любви.

Поэтому люди и шли за Господом. Оставляли всё и шли, как апостолы, о которых говорится в прозвучавшем отрывке. Сказанное Спасителем настолько сильно отозвалось в их сердце и настолько было созвучно их чаяниям и надеждам, что они отложили в сторону дело, которое их кормило, отложили имущество, родственников и отправились странствовать. Такое бесценное сокровище они ощутили в словах Христа.

Это сокровище христианская Церковь предлагает и нам. Не столько знания о Боге, сколько знание Бога. Опытное переживание, что ты обладаешь чем-то, что невозможно купить ни за какие деньги. И потому глубина нашей веры измеряется не количеством прочитанных и услышанных текстов. Её показателем является та сила, с которой звучат наши слова о Христе. А сила эта рождается из опыта личной встречи с Творцом, Который всегда рядом с теми, кто подобно апостолам без сомнения следует за Ним. То есть все свои мысли, слова и поступки ежедневно посвящает исполнению евангельских заповедей Спасителя.

Добавить комментарий