Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28
12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
При помощи притчи, которую мы только что услышали, Христос намекает своим слушателям на вполне определенные духовные реалии. Знатный человек, который вынужден отправиться в далекую страну, — это Бог. Рабы — это люди, которые в разной степени исполняют Его заповеди. Мина — денежная единица весом примерно полтора килограмма серебра — это духовные дарования, которые Господь дает человеку в ожидании, что тот их сможет развить и умножить. Раб, который не принес хозяину доход, опасаясь, что будет наказан, если дело не выгорит, — человек, который, получив духовный талант, не смог его увеличить. Если мы поймем эту притчу именно таким образом, то можно узнать нечто об определенных закономерностях духовной жизни.
Обращает на себя внимание безграничное доверие царя к своим рабам. Он дает им деньги и свободу распоряжаться ими по собственному разумению. Нет никаких четких инструкций и рекомендаций. Он совершенно не вмешивался в их дела и поступки. Точно так и Господь дает каждому из нас право распоряжаться своей жизнью, как мы того захотим. Однако для каждого из нас это доверие Бога становится испытанием. Это проверка, насколько на каждого из нас можно положиться, насколько мы надежны для участия в Его Царстве. Если человек сохраняет верность, приумножает свои таланты, он может рассчитывать на царское вознаграждение, и это вознаграждение в разы превосходит тот духовный потенциал, которым он обладал изначально. Безусловно, речь идет о благодати Святого Духа, которую Господь дает Своим верным последователям за исполнение Евангельских заповедей. Наконец, мы узнаем о том, что те, кто не развивают свои духовные таланты, потеряют и те, которыми владели от рождения по дару свыше. По сути, как девальвируются деньги, если их не вкладывать в оборот, так обесценивается и дарование свыше, на которое человек не обращает внимания.
Всё это ярко иллюстрирует важную мысль. В духовной жизни христианина не может быть остановки. Мы не можем удовлетворяться достигнутым. Мы либо находимся в непрестанном движении и стремимся вверх, к новым высотам, или же, остановившись, постепенно скатываемся вниз. А потому ученик Христов не может тешить себя мыслью, что он наконец-то достиг определенного уровня святости и добродетельности. Наша работа над собой должна продолжаться до тех пор, пока не вернется Владыка нашей жизни и не призовет нас дать ответ, что мы сделали с теми дарами, которые Он нам доверил.