ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 10.12.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как избавиться от гнева? Что делать с приступами злобы? Возможно ли вообще научиться контролировать свою ярость? Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя над отрывком из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 19.

45И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Эпизод изгнания торговцев из храма — яркое свидетельство того, что Спасителю были не чужды многие движения человеческой души. В частности, мы видим, что Христос испытывает гнев. О том, что Господь мог переживать эту эмоцию, красноречиво свидетельствуют и другие эпизоды Евангелия. Так, например, в Евангелии от Марка читаем: «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Так Господь реагирует на фарисеев, которые упорствуют в своей духовной слепоте.

Это очень важный вероучительный момент. По учению Православной Церкви, гнев сам по себе — это естественное, то есть не греховное проявление человеческой природы. Это Богом данная сила, которая помогает нам реагировать на опасность, избегать её или справляться с ней. В нормальном духовном состоянии гнев направлен на грех и его источник. Он помогает нам оттолкнуть от себя лукавые помыслы, противостоять дурным желаниям. В ненормальном состоянии мы нередко теряем контроль над этой силой. Становимся ей одержимы. Направляем гнев на себя и на окружающих людей.

Христос был настоящим, полноценным человеком. А потому Его душа также имела это естественное чувство. Однако, в отличие от нас, во Христе не было греха. Другими словами, Его гневная сила находилась под полным контролем. Он знал, на что и когда разгневаться. Сам решал, когда дать волю эмоции, а когда придержать её.

Это касается не только гнева. На протяжении всего евангельского повествования Христос демонстрирует удивительное, предельное самообладание. Когда Его хватают слуги первосвященника и один из них бьёт Его по лицу, Спаситель не поддаётся эмоциям и в то же время не робеет. Он ровно и спокойно спрашивает: «объясни, за что ты Меня ударил, что плохого Я сделал». На суде у Пилата Он, напротив, молчит, хотя другой бы оправдывался на Его месте. На кресте Он не проклинает от боли мучителей, но искренне молится о них. Даже в самой тяжёлой ситуации Христос оказывается над ней. Поэтому пока Спаситель Сам не захотел, Его не могли схватить фарисеи и книжники. Мучение, распятие и смерть — это Его свободный выбор. Выбор ради цели, которую Он чётко видел перед Собой.

Почему это так важно для нас? Очень часто в тех ситуациях, когда нужно проявить гнев, мы его подавляем. Так, например, бывает в отношениях с человеком, от которого мы зависим. Нам страшно выразить своё мнение, страшно бывает сказать «нет». Поэтому мы колеблемся и прогибаемся. И чтобы как-то себя оправдать, мы называем это состояние высокими словами, например, такими, как «ответственность», «смирение» и «послушание». И наоборот. Где надо проявить кротость, мы проявляем агрессию. Так бывает с подчинёнными или детьми. Нам следует согласиться или промолчать, но мы яростно негодуем. А чтобы было легче вынести собственную неадекватность, называем это праведным гневом.

На самом же деле в обоих случаях мы просто обманываем себя. Мы просто себя не видим. В отличие от Спасителя, мы слишком вовлекаемся в свои спонтанные чувства. Словно сливаемся с ними. И тогда не мы ими управляем, а они нами. И всё, что нам остаётся, — это постоянно оправдывать себя. Люди смотрят на нас: вроде верующий, а быть рядом с ним не хочется. Налёт какой-то театральности ощущается в словах и делах. Чувствуется подвох.

Осознать этот диссонанс — большой шаг. Подлинная духовная жизнь начинается с того, что мы учимся наблюдать за собой и признаваться себе, что происходит у нас в душе. Признаваться с неумолимой, безжалостной честностью. Потому что лишь тогда, когда я вижу, что не принадлежу себе, что потерял себя в хаосе эмоций, что одержим ими, что не владею собой и своей жизнью, я начинаю испытывать острую глубинную потребность в Спасителе. От всего сердца я начинаю взывать к Нему, чтобы Он пришёл и пробудил мой дух, разбудил меня настоящего. Чтобы вера была искренняя, не театральная. И чтобы её глубина и сердечность отражалась во всех моих делах.

Добавить комментарий