ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.01.2022

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Толкование дня

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Проклятие смоковницы — это тоже притча, только не в виде рассказа, а посредством действия. Для учеников Христа то, как стремительно засохло дерево с пышной кроной, было весьма убедительным примером: не стоит обманываться внешним видом, всё может в один момент радикальным образом измениться! Казалось бы, иудейская религия с отлаженным ритуалом, красотой и торжественностью церемоний производила впечатление абсолютной незыблемости — но в один миг Иерусалим под войсками Тита превратился в обгорелые груды развалин. И ученики Иисуса станут живыми свидетелями этой трагедии еврейского народа — и не раз история со смоковницей будет у них на устах.

Форма, которая отказалась от содержания, обречена на саморазрушение. Только в постоянном диалоге, взаимодействии между «что» и «как» происходит движение жизни: как только этот диалог останавливается, начинается распад.

У бельгийского художника Рене Магритта есть картина под названием «Репродуцирование запрещено». На картине мы видим молодого мужчину, стоящего перед зеркалом — но в зеркале вместо ожидаемого отражения его лица, мы видим… отражение его спины. Для меня этот образ очень хорошо иллюстрирует драму религии, утратившей диалог между формой и содержанием: ведь человек ищет в религии прежде всего возможность увидеть всё под иным, подлинным ракурсом, и прежде всего — увидеть самого себя! В картине Магритта зеркало является симулякром — «обманкой» зеркала — которое вместо того, чтобы отражать и проявлять — наоборот, только скрывает.

Так и смоковница оказалась «подделкой» настоящего, плодоносящего дерева: она только создавала видимость своей «правильности» — а на деле была бесполезной. Но там, где появляется Бог, — подделки, мнимости, фантазмы и все остальные разновидности «кажимости» — исчезают, как дым. Или засыхают, как смоковница. Своим явлением Бог проявляет сущее — или же отсутствие такового. И никакие формы сами по себе уже не спасают.

Когда вдумываешься в сегодняшний образ, по-иному начинаешь относиться к многому в религиозной жизни. Как бы ни хотелось уцепиться за обряд и ритуал — становится очевидным, что сами по себе они — никого не спасают. Только вера как отношения любви и взаимодействия между человеком и Богом способна наполнить любые формы жизнью — тогда и сами формы оживают, перестают быть формальными и бессмысленными, и душа человека откликается радостью при любом касании к ним!

И сегодня всем нам хочется пожелать, чтобы мы не боялись хотя бы изредка задавать себе вопрос: окружая себя множеством религиозных атрибутов, что мы в них находим — всё тот же свой затылок — или всё же своё подлинное лицо?…

Добавить комментарий