ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.01.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как вести себя с теми людьми, которые доставили мне всяческие неприятности или даже обидели меня? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

03Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Человек, который учится водить автомобиль, тратит много времени на то, чтобы выполнить один элементарный манёвр. Если ему нужно тронуться или остановиться, он поэтапно прокручивает в своём уме всю последовательность действий: пристегнуться, повернуть ключ зажигания, включить поворотник, выжать сцепление, переключить скорость, отпуская педаль сцепления, поддать газу. Однако постепенно он приобретает опыт и начинает выполнять многие действия на автоматизме, машинально. Водитель со стажем или же профессионал не задумывается, как именно он должен совершить стандартные операции. Он выполняет их рефлекторно. Механика вождения стала рабочей частью его ума. Более того, у него не возникает мысли нахваливать себя за то, что он совершает эту работу. Он не обижается, когда кто-то не одарил его комплиментом за то, что он плавно трогается, останавливается или совершает обгон.

Вот до такого же автоматизма Господь предлагает нам довести свою способность общения с людьми. Особенно в кризисных ситуациях. Если у тебя есть какая-то претензия к человеку, не надо держать это в себе. Ведь так я буду себя подогревать. А кипящий котел, у которого нет клапана спуска давления, однажды взрывается. С другой стороны, нельзя подавлять своё возмущение и делать вид, что ничего не произошло. Да, из своего сознания я могу вытеснить обиду. Я могу даже видимым образом о ней забыть. Но вся эта энергия возмущения уйдёт в моё сердце и будет разъедать меня изнутри. Пока в один прекрасный момент этот токсичный бульон не начнёт выливаться на головы окружающим. Причём, казалось бы, на ровном месте. Поэтому Господь и говорит: лучше сразу расставить все точки над i. Проговорить с ближним свои претензии.

Точно так Христос призывает вести себя в том случае, если человек просит прощения за свой проступок. Моя задача отпустить ему. Даже если это происходит не в первый раз. Такое прощение нужно не человеку. Оно нужно мне. Ведь в противном случае я буду носить эту занозу в своём сердце. Обиду нанесли в юности, а обидчики всё ещё живут во мне, как скелеты в шкафу. А моя задача иметь сердце чистым и свободным. Чтобы при виде супостата оно оставалось спокойным и невозмутимым.

Итак, Христос призывает нас не обременять себя обидами и претензиями. Не таскать в своей душе лишний груз. А для этого необходимо сформировать навык наблюдения за своим внутренним миром. Я должен постоянно отслеживать, что происходит у меня на сердце. Я должен научиться распознавать свои мысли и чувства. Видеть мотивацию своих слов и поступков. Поэтому и говорит Спаситель в начале отрывка: «наблюдайте за собой». Замечайте, где тянет.

Важно понимать ещё одну вещь. У меня нет сил, чтобы спокойно говорить с человеком о той боли, которую он мне причинил. У меня нет сил, чтобы раз за разом отпускать ему прегрешения и начинать всё с чистого листа. А потому в этой работе, которую мы себя приучаем вести каждый день, необходима поддержка свыше. Потому Господь и говорит о вере. Нам необходима поддержка Церкви с её таинствами. Именно в них мы получаем силу, которая позволяет нам спокойно говорить о своих претензиях с обидчиками и от сердца отпускать им прегрешения. Это и есть сила веры.

Наконец, последнее и не менее важное. Не стоит думать, что этот навык общения с людьми — что-то сверхъестественное и доступное лишь святым. Не случайно Господь говорит: «когда исполните всё повеленное говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Речь идёт об элементарной гигиене общения, о технических моментах, о самых первых подступах к духовной жизни. Если у нас будет желание и готовность, мы, с помощью Бога, можем развить в себе такой навык. И тогда эту заповедь Христа будем исполнять так же естественно и непринуждённо, как опытный водитель водит свой автомобиль.

Добавить комментарий