ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Некоторые СМИ не столько сообщают нам новости, сколько играют нашими эмоциями. Дёргают за ниточки нервов, чтобы мы не отключались от информационных каналов, потребляя вместе с новостями и рекламу. Например, довольно часто СМИ паразитируют на теме конца света, перевирая слова Писания. Что же на самом деле о конце света говорит Евангелие? Речь об отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 13.

14Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

15а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;

16и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

17Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

18Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

19Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

20И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

21Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте.

22Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

23Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

Прозвучавшее евангельское чтение посвящено судьбам мира. Уже состоявшимся и ещё предстоящим. Мы слышали слова Христа, которые привели апостолов в полнейший ужас. А вместе с ними и нас, современных слушателей евангельских строк. Перед нашими глазами разворачивается печальнейшая картина. Спаситель предсказывает гибель многих людей, ставших жертвами эпидемий, войн, природных и искусственно созданных катаклизмов.

В словах Иисуса соединились два повествования — о событиях, уже произошедших, и тех, что ещё не состоялись. Первый смысловой слой рассказа Господа Иисуса касается судьбы Иудеи и в целом еврейского народа. Христос предрекает, как будут выглядеть последствия революции 70-го года первого века. Иудея, ведомая «лжехристами» (то есть ложными мессиями) подняла восстание против Римской империи, что привело, в конечном счёте, к разрушению Иерусалима, частичному уничтожению и частичному рассеянию его жителей.

Осязаемым воспоминанием о неудавшейся революции стала так называемая «стена плача» — специально сохранённая римлянами западная стена Иерусалимского храма. Сохранённая в напоминание — смотрите, как опасно и бессмысленно поднимать бунт против Римской империи. Вторая часть пророчества Спасителя касается более глобального и ещё только предстоящего события — конца света, который наступит при Втором пришествии Христа. Спаситель придёт в наш мир уже не как кроткий младенец, но как суровый и бескомпромиссный судья, решающий — кто заслуживает Царства Божия, а кто сам себя его лишил, поставив между собой и Богом преграду греха.

Даже осознание конечности мира уже устрашает. Что же будет, когда конец света явным образом приблизится? Согласно пророчеству Христа, скорби людей окажутся практически невыносимы. И дадут знать о себе не только лжехристы, то есть сомнительного рода религиозные и политические спасители, а антихрист — воплощение беззакония и порочности. Страшно, правда? Но вот что поразительно! Древние христиане при мысли о Втором пришествии испытывали скорее не страх, но радость. Ведь для них данное событие воспринималась как долгожданная и светлая встреча с Богом. Как конец всех испытаний.

Как иначе можно тогда понимать последние слова книги Откровения Иоанна Богослова: «Ей, гряди Господи Иисусе. Ей, гряду скоро»? Для Церкви история мира не воспринимается сквозь призму финансовых взлётов и падений, не измеряется политическими достижениями. Христианство мерит реальность с помощью правды. И когда прежней исторической правды совсем не останется, понадобится правда Небесная, воплощённая во Христе.

И наш мир пройдёт скорее не через уничтожение, а через глубочайшее перерождение. Или как пишет апостол Павел: «Не все умрём, но все изменимся». Бог положит начало гармоничному бытию без ненависти, злобы, несправедливости и смерти. Бог будет во всём и с теми, кто был ему верен, наполняя сердца этих людей радостью, а их вечную жизнь смыслом. Рождение нового мира будет отчасти похоже на рождение нового человека. Оно мучительно и болезненно, но итог заставляет женщину забыть обо всех пройденных муках. Улыбка новорождённого исцеляет мать. Испытания, предшествующие Второму пришествию, будут нелёгкими, но грядущая вслед за ними реальность окажется превыше всех наших самых дерзновенных ожиданий.

Добавить комментарий